По залам музея
  Экспонаты
  Страницы истории
  Ветераны
  Книга почёта
  СМИ и посетители о музее
  Контакты
 
 
 
Правительство РФ

Роскосмос

Росимущество

Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
 
 
 
Денисов Константин Петрович
     
 
 

«Главное, чтобы не исчез в душе микроб летания»

Ю.А. Гагарин

Денисов

Константин Петрович

Заслуженный деятель науки РФ, академик академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, доктор технических наук, руководитель центра научных исследований

Место для строительства первого испытательного стенда для отработки жидкостных ракетных двигателей и ступеней ракет в Сергиево-Посадском районе выбрал Сергей Павлович Королев. 18 декабря 1949 года на испытательной станции ИС-101 проведено первое испытание королевской ракеты Р-1. Рядом с испытательными сооружениями построен поселок Новостройка, постановлением Правительства переименованный в город Пересвет.

 Город Пересвет – особенный. По сути, он создан людьми, одержимыми небом. И, несмотря на перемены в судьбе, городу удалось сохранить органически присущие ему от рождения интеллигентность и образованность.

Сегодня гость нашего журнала заслуженный деятель науки РФ, академик академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, доктор технических наук Константин Петрович Денисов, руководитель центра научных исследований Федерального казенного предприятия "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности", человек, который вот уже полвека трудится на предприятии, кото-рое, без преувеличения можно сказать, открыло человечеству дорогу в Космос.

 - Константин Петрович, что повлияло на выбор Вашего жизненного пути?

- Любовь к небу мне привил отец  я с детства увлекался авиамоделизмом, участвовал во всех соревнованиях, и до сих пор в Татарии числится мой детский рекорд по кордовым моделям  76 км в час. После школы поступил в Казанский авиационный институт на факультет «Моторостроение». Сильное впечатление на меня произвёл запуск первого спутника: в 1957 году мы в составе отряда студентов были на целине на уборочной.

- Помните ли Вы тот день, когда впервые приехали на Новостройку?

- Помню прекрасно. Мы, студенты 5 курса - А.Г. Галеев, Э.Н. Евдокимов, А.А. Макаров, М.А. Турнов и я  в августе 1960 г. приехали на Новостройку для прохождения преддипломной практики и дипломного проектирования. Нам дали направление на проживание в гостиницу на ж/д станции. Захватив с собой вещи, мы отправились по указанному адресу, где вскоре убедились, что «гостиница»  не что иное, как ж/д купейные вагоны. В дальнейшем мы стали называть место нашего проживания: 47 авеню, отель «Клоп»  по причине, не требующей пояснения.

Меня потрясла мощная экспериментальная база НИИХИММАШ, представляющая, по сути, космодром, с которого ракеты не взлетают, но на котором «учатся» летать; уникальный стендовый комплекс – объект №2 ИС-102 - где проводились испытания всех ракет Главного конструктора С.П. Королева. За прошедшие 55 лет с момента создания стенда, его технические характеристики остаются непревзойдёнными.

 - Какие события в жизни Вы вспоминаете?

- Волей судьбы 3 апреля 1961 года я был распределён на легендарный теперь объект №2 (начальником объекта был В.П. Иовлев, начальником стенда – Ю.А. Карнеев). А 12 апреля запустили в космос Гагарина. На стенде был большой митинг, у всех было праздничное настроение. На импровизированной трибуне директор института Г.М. Табаков, главный инженер В.А. Пухов, другие товарищи. За подготовку и обеспечение космического полета Юрия Гагарина Указом от 17 июня 1961 года НИИХИММАШ награжден Орденом Трудового Красного Знамени. На многие испытания в начале 60-х к нам на объект приезжал Сергей Павлович Королёв. Встречи и общение с ним для меня, как молодого специалиста, были бесценны.

Экспериментальная база отрасли в 70-е годы развивалась стремительно. Практически все наши испытания были безаварийными, но аварии тоже случались. Самая серьёзная была в июне 1982 года, когда мы испытывали ракету «Зенит», и взорвалась первая ступень. Был очень большой пожар, керосин пролился в подстольные помещения стенда, выгорели все кабели. Ущерб был нанесён в 1,5 млн. долларов. Мы, проанализировав весь ход течения этой аварии, разработали ряд мер, которые сводили к минимуму ущерб от аварий.

В декабре этого же года было следующее испытание, и, как назло, тоже закончилось аварийно, но все те меры, которые мы приняли, позволили потушить пожар за 5 минут. Ракета, конечно, сгорела, но испытательный стенд не пострадал. Опыт проведения испытаний, основные мероприятия по локализации аварий – всё скрупулезно записывалось. Когда эти кусочки опыта складываются, они становятся испытательной научной школой, доля рисков значительно уменьшается. За 60 лет на стендах предприятия проведено около 60 тыс. испытаний образцов космической техники. Испытано около 60 наименований ракетных двигателей, более 260 двигательных установок, 140 космических аппаратов, 3 орбитальные станции, орбитальный корабль «Буран».

- Над чем Вы сейчас работаете?

- В связи с тем, что решено строить космодром «Восточный», и первый пуск назначен на 2015 год, ФКП «НИЦ РКП» определен Роскосмосом заказчиком-застройщиком для этого космодрома. Поколение конструкторов и испытателей «выдавили» из возможностей химического двигателя всё, что возможно. Поэтому формируется программа работ по новым носителям. Первая кислородно-керосиновая ступень новой ракеты «Русь-М» для «Восточного» будет отрабатываться на стенде ИС-102, вторая – кислородо-водородная – на комплексе ИС-106. В будущем эта ракета придет на смену легендарной «семерке», а космодром станет основным для запуска пилотируемых кораблей.

Сегодня много говорится о перспективах полёта на Марс. «Исследовательский центр имени М.В. Келдыша» по распоряжению президента назначен головной организацией по «созданию транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса». Саму реакторную установку будет делать «Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля». Нам предстоят испытания элементов модуля с имитатором реактора.

Кроме этого, мы сейчас затеяли большую работу с организацией так называемой GTL - превращение газа в метанол - жидкость. А уже из метанола можно делать что угодно – дизельное топливо, бензин. Сейчас монтируется установка, чтобы проводить эти исследования. Мы надеемся, что это даст возможность погасить те огромные факелы газовых месторождений, которые горят по всему миру. Локально на каждой скважине поставить такую установку и сразу там же получать топливо. Это очень перспективная работа. В феврале должно быть поставлено оборудование, в марте – произведём монтаж и начнём испытания.

 - Вы 50 лет – «на огневых рубежах» нашей Родины. А надёжные ли у Вас тылы?

- Если Вы имеете в виду мою семью, то отвечу утвердительно. С супругой, Людмилой Васильевной, мы знакомы со школы. В марте этого года отметим золотую свадьбу. Она окончила Казанскую государственную консерваторию, педагог. Вспоминается случай, когда мы уже на Новостройке пошли в клуб (в то время он располагался недалеко от нынешней проходной в деревянном бараке), увидели афишу фильма «Серенада солнечной долины», а билетов нет. Сели на завалинку клуба и слушали музыку на улице.

 -Обнимались, наверное?

-Не без этого (улыбается). Дочь Юлия  тоже педагог. Вот они мне вдвоем с супругой и не разрешают петь, говорят, что мне медведь на уши наступил. Хотя музыку я очень люблю, особенно, классическую: Баха, Бетховена, Гайдна, Моцарта, Глинки, Чайковского, а также авторскую песню: Визбора, Высоцкого. Сын Костя окончил Богородское училище резьбы по дереву, но сейчас ушёл в бизнес. У меня две внучки. Вот такие мои тылы.

- Вы находитесь в очень хорошей спортивной форме. Как удаётся её поддерживать?

 - Спортом я занимаюсь всю жизнь: в институте - легкой атлетикой, баскетболом, штангой, даже выполнил 3-й разряд, подняв 120 кг. Начиная с 1962 года я начал кататься на горных лыжах. Все горнолыжные базы Советского Союза объездил. 30 лет я в любую погоду бегаю по утрам 3 км, в субботу – «десятку», в неделю получается  25 км. Пробежал в общей сложности 25 000 км – сделал полоборота вокруг Земли.

-Константин Петрович, что бы Вы хотели пожелали своему предприятию в год российской космонавтики?

- Я хочу пожелать, чтобы люди не теряли оптимизма, веру в самих себя, чтобы всё, что задумывали, осуществлялось. Пусть небольшая заминка не вызывает у людей скепсис и нежелание дальнейшей работы. Давайте всегда двигаться вперёд!

Депутаты Пересвета утвердили положение о присвоении очередному жителю города звания – «Почетный гражданин города Пересвет».

В этом году этой чести удостоился доктор технических наук, заслуженный деятель Науки Российской федерации Константин Петрович ДЕНИСОВ. Он прошел путь от испытателя до заместителя директора по науке ФКП «НИЦ РКП», которую занимает и сейчас. Торжественное присвоение звания состоится на празднование Дня района, который пройдет в Пересвете 23 сентября.

  

Напомним, что звание «Почетный гражданин города Пересвет» стало присваиваться с 2007 года. За пять лет почетными гражданами города Пересвет стали десять человек.

Николай Григорьевич ПЛИШКИН (заслуженный врач РСФСР, долгое время проработал хирургом в медсанчасти №94) – звание присвоено в 2007 году.

Любовь Вениаминовна СЕМЕНОВА (трудилась на НИИхиммаше, возглавляет общество инвалидов города Пересвет, несколько созывов подряд избиралась в городской Совет депутатов, ныне – депутат Сергиево-Посадского Совета депутатов) - звание присвоено в 2007 году.

Иван Григорьевич БУЛКИН (ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда ФГУП НИИхиммаш) – звание присвоено в 2008 году.

Вячеслав Михайлович ГОРДЕЕВ (советский и российский солист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, педагог народный артист СССР, с 2007 до 2010 года - депутат МосОблДумы) - звание присвоено в 2008 году.

Валентина Никифоровна БАКЛАНОВА (участник Великой Отечественной войны, Отличник Народного образования, много лет возглавляла пересветовскую школу № - звание присвоено в 2009 году.

Владимир Петрович ИОВЛЕВ (участник Великой Отечественной войны, прошел путь от рядового инженера до первого заместителя директора НИИхиммаш по научно-испытательной части, в 1957 году награждён орденом «Трудового Красного знамени» за участие в запуске первого искусственного спутника, в 1961 году - орденом Ленина за подготовку первого полета человека в Космос, автор более 50 изобретений и научно-технических публикаций) - звание присвоено в 2007 году.

Мария Федоровна ИСАЙЧЕНКО (активный член совета ветеранов города Пересвет, ветеран Великой Отечественной войны, за активную работу неоднократно награждалась грамотами главы города Пересвет, Сергиево-Посадского района и Московской областной Думы) - звание присвоено в 2010 году.

Ия Васильевна ЩУКИНА (долгое время работала начальником цеха по озеленению НИИхиммаш, награждена медалью «За трудовое отличие», ветеран труда, активный член совета ветеранов города Пересвет) - звание присвоено в 2011 году.

Подготовила Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА


До полета на Марс осталось 40 лет

 Дата публикации: 25 октября 2012.

Подробнее...

- Константин Петрович, Казань красивый древний город, как вы решились его покинуть, променяв на необжитую бытовку в лесу?

- Казань действительно замечательный город на Волге. Я провел в нем всё детство и юность. Мой отец работал педагогом, поэтому мы с семьёй жили в большом дружном доме, где был расквартирован весь преподавательский состав Казанского авиационного института. В Казани нас застала война, правда, это время помню смутно – мне тогда было всего три года. Отец так и не был призван на фронт – стране требовались не только солдаты, но и педагоги, для подготовки инженеров авиационной промышленности. Так что война мою семью не зацепила, если не считать того, что в нашей квартире вскоре поселили эвакуированных, и мы переехали в одну комнату. Ещё запомнился голод и пайки хлеба, которые выдавали по карточкам…

- Как отец, вы решили заняться проектированием самолётов?

- Я с детства занимался авиамоделизмом, делал модели самолётов, участвовал в соревнованиях, не раз побеждал. Так что долго с профессией определяться не пришлось. Поскольку школу я закончил с серебряной медалью, меня без экзаменов приняли в Казанский авиационный институт. Когда мы готовились к защите диплома, наш заместитель по кадрам стал агитировать ехать на практику на Новостройку. Я и еще четыре сокурсника согласились, так я впервые попал в наш посёлок.

- Какой вы застали Новостройку?

- Мы приехали в посёлок в шестидесятых годах, когда всё поселение состояло всего лишь из нескольких десятков бараков. По сути, застроена была только центральная часть в районе площади Пухова, а дальше кругом был лес. Нам велели идти заселяться в гостиницу. Мы обрадовались, думали нас расселят по комнатам, а на деле гостиница оказалась трофейными немецкими вагонами. Нашими соседями по вагону стали выпускники Военмех, МВТУ, МАИ и других ведущих советских вузов. До предприятия мы каждый день добирались напрямки, по железнодорожным шпалам. На Новостройке мы провели всю преддипломную практику, затем уехал в Казань, защитили дипломы и вновь в 61-м году все впятером вернулись сюда на работу уже в качестве молодых специалистов. В те годы в институте было очень интересно.

- А свою супругу вы уже на Новостройке встретили?

- Нет, в Казани. Раньше было раздельное обучение – мальчиков и девочек. А когда я заканчивал десятый класс, всех решили объединить. Так женская группа, где училась моя Людмила, попала в нашу школу. Познакомились мы на школьной вечеринке, на танцах, а расписались уже позже, когда я был студентом авиационного института, а она – воспитанницей консерватории. После направления меня на Новостройку, Людмила как верная жена последовала туда за мной. К тому времени в поселке уже успели построить общежитие, где нам выделили комнату в доме на Ленина, 4. Комнатушка в трёхкомнатной квартире в то время была для нас за счастье. Людмила устроилась работать в нашу музыкальную школу педагогом и проработала здесь до пенсии.

- Что из юности вспоминается больше всего?

- Многое, например один из первых ядерных взрывов. В то время от института меня вместе с другими студентами отправили на целину в Павлодарский край, поселили в коровнике, выдали наматрасники, которые мы набили соломой и уложили на двухъярусные нары. Полигон, где проводили ядерные испытания, располагался всего в нескольких километрах от нас. Конечно, никто в подробности опасных исследований людей не посвящал. Просто в день ядерного испытания к нам в село на конях приехали уполномоченные и предупредили, что будет взрыв и все в целях безопасности спустились в низину. Мы с друзьями, конечно, не послушались, выбрали самую высокую сопку, встали на вершине холма, сцепившись друг за друга локтями, и смотрели, как сначала в месте взрыва поднялся факел, а потом разросся в большой ядерный гриб. По тому, сколько времени до нас доходил звук от взрыва, мы вычислили, что испытания проходили примерно в двухстах километрах от нас.

- Не страшно было наблюдать ядерный взрыв?

- Страшно, но интересно. Ядерное облако прошло над нами по косой. Пока оно летело, мы забрались в речку, нырнули с головой и через срезанную камышовую трубочку дышали до тех пор, пока облако не прошло и мы окончательно не замёрзли.

- А гагаринский полёт помните? Вы как специалист не сомневались, что пуск пройдёт удачно?

- Нет, такой уверенности не было. Тем более что никто до последнего не знал, когда будет запуск, информация держалась в строгом секрете. Потом пришло сообщение ТАСС, что первый человек успешно запущен в космос! В этот день на предприятии собрали митинг. Когда объявили, что пуск прошёл удачно, все были в восторге, думаю, что праздник в душе чувствовал каждый житель Советского Союза. Уже значительно позже мы узнали, что ракета, на которой летел Гагарин, испытывалась у нас на втором объекте. А на пятом объекте испытывался конкретно тот двигатель, который был установлен на гагаринскую ракету.

- Вам никогда не хотелось подняться в небо самому?

- Нет, у меня и на земле хватает забот. Я никогда не стремился в космонавты. По складу характера я -- исследователь. Мне довелось участвовать в испытаниях многих экспериментальных установок и космических ракет, таких как: «Протон», боевая ракета Р-9, королёвской ракеты 8К713.

- Можно сказать, что на заделе, сделанном в 50-60-е годы, летают до сих пор?

- Безусловно. В основе всех летательных аппаратов лежат две модели ракет – «Протон» и «Союз». Есть ещё конверсионная ракета «Днепр», из серии баллистических, которую разработали для запуска спутников, затем «Зенит», которая летает до сих пор.

- С кем из легендарных конструкторов вам доводилось общаться?

- Я был ещё молодым, когда Королев приезжал на предприятие, и мне, конечно, лично с ним общаться не довелось. Зато удалось поработать с крупными советскими учёными в области ракетно-космической техники: Валентином Петровичем Глушко, Владимиром Николаевичем Челомеем и Анатолием Макаровичем Кузнецовым. А с Виктором Александровичем Пуховым я познакомился, когда уже был главным инженером. Это был уникальный человек, наш посёлок – это его рук дело, он первым начал сносить бараки и строить для людей нормальное жильё. При его участии на Новостройке появился Дом культуры «Космос» и другие нужные жителям учреждения. И, конечно, он принимал участие в проведении испытаний. Виктор Александрович всегда очень скрупулезно смотрел подготовку стендовой базы. Нужно отдать ему должное, что он умел технику делать и вместе с тем заботился о людях. Его в институте не боялись, а уважали.

- У российской космонавтики есть будущее?

- Конечно, пусть сегодня мы движемся в науке не семимильными шагами, а маленькими шажочками, но престиж страны в космосе должен быть соблюден. Все страны начали активно развивать эту отрасль: Китай сумел создать свою космическую станцию и запустить в космос трех космонавтов, Индия также запускает спутники, Южная Корея сделала ракету на основе ступеней центра Хруничева. К сожалению, у них было два неудачных запуска, в конце октября будет третий, надеюсь успешный запуск. В дальнейшем они планируют создать свою собственную ракету КСЛВ-2…

- Не так давно в Интернете были опубликованы сведения: учёные обнаружили очередную планету, на которую мы в перспективе могли бы переселиться. Она сопоставима с Землей по своему размеру, составу и температурному режиму, который лишь на 30 градусов превышает климатическую норму нашей планеты. Как вы думаете, такое возможно?

- Для человека нет невозможного, другое дело, сколько для этого потребуется времени – тысяча или две тысячи лет.

- Какие новые проекты и открытия готовят для нас исследователи космоса?

- Сейчас идет речь о строительстве обитаемой станции на Луне. Но для того чтобы ее создать, нужно построить мощную ракету. Надо обжиться на Луне, понять, как люди будут себя чувствовать в условиях невесомости не на спутнике, а на твердой почве. Станция должна стать первым шагом к экспедиции людей на Марс. Я думаю, что ждать этого события осталось не так уж долго, всего каких-нибудь 40 лет.

Беседовала Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА

 
 
 
 
   
 
 
Новости Роскосмоса
     
 
  20.12.2023

Замглавы Роскосмоса: с 2018 года все пуски отечественных ракет-носителей были успешными
 
  20.12.2023

На МКС отрабатывают аддитивные технологии в невесомости
 
  19.12.2023

Заседание регионального совета Амурского регионального отделения «Союза машиностроителей России»
 
 
 

 
   
 
 
  «Реализация объектов недвижимого имущества «ФКП «НИЦ РКП»  
 
 
Аренда
     
  Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м. приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями. Тел. для справок (496) 546-37-30  
 
 
Наш адрес
     
  141320,
Московская область,
Сергиево — Посадский городской округ,
г. Пересвет,
ул. Бабушкина, д. 9
 
 
 

web-master