По залам музея
  Экспонаты
  Страницы истории
  Ветераны
  Книга почёта
  СМИ и посетители о музее
  Контакты
 
 
 
Правительство РФ

Роскосмос

Росимущество

Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
 
 
 
Галеев Айвенго Гадыевич
     
 
 

«И вечный бой! Покой нам только снится…»  Александр Блок

Галеев

Айвенго Гадыевич

доктор технических наук, профессор, академик Российской академии космонавтики, лауреат Премии Совета Министров СССР, главный научный сотрудник – руководитель научного центра координации прикладных исследований


Айвенго Галеев: “Наше дело — обеспечивать запуск ракет”

Айвенго Гадыевич Галлеев — доктор технических наук, профессор, академик Российской академии космонавтики, лауреат Премии Совета Министров СССР в области науки и техники, главный научный сотрудник ФКП НИЦ РКП, профессор кафедры «Управление эксплуатацией ракетно-космических систем» аэрокосмического факультета Московского авиационного института (национального исследовательского университета), профессор СПФ Московского государственного индустриального университета.

Айвенго Галлеев - один из тех людей, без участия которых не происходило бы выполнение космических программ, запуски ракет и спутников в космос. Именно благодаря таким людям, преданным науке, сегодня мы можем гордиться многими достижениями ракетно-космической промышленности.

В 2016 году 5 апреля исполнилось 55 лет трудовой деятельности Айвенго Гадыевича в НИЦ РКП. В канун Дня космонавтики мы не могли пройти мимо этой даты, тем более что она совпала с юбилеем полёта Ю. А. Гагарина в космос.

- Ваше детство выпало на годы войны. Как вы жили в то время?

— У меня отрывочные воспоминания о детстве. Отец тогда был директором школы, он три раза пытался уйти на фронт добровольцем, но его всегда возвращали, потому что нужно было работать в тылу. Когда началась война, мы жили в Татарстане, немцы туда не дошли, но я помню, что слышал звуки пролетающих самолетов (объявления о воздушной тревоге). Это было в то время, когда фашисты с юга подступали к Волге (к Ульяновску, Сталинграду ...). В 1947 году отца перевели работать на партийную работу для освоения нефтяных месторождений Татарстана. Это был промышленный район, и мне, мальчишке, конечно же, была интересна новая техника. Я тогда учился в 5-7 классе. И вот здесь у меня появилась тяга к машиностроению. Хотя до этого много разных мыслей и желаний возникало...

— Например?

— Была мечта в лётную спецшколу пойти. Потом хотел стать геологом. Сестра старшая поступила в университет на геологический факультет, вот и я, глядя на неё, уже думал ехать в Грозный в геологоразведочный техникум. Но этой мечте не дано было сбыться. Да и родители меня не отпустили бы. Мама, например, очень хотела, чтобы я занимался историей. Она же была заведующей библиотекой. Кстати, именно поэтому она дала своим детям такие экзотические имена — мне Айвенго, а сестре — Аэлита, как имя героини романа Алексея Толстого.

 — Но вы всё-таки выбрали авиационный институт. Хорошо учились в школе, раз получилось поступить в такой вуз?

—Школу окончил с серебряной медалью. Но на первых курсах института испытывал большие трудности с черчением, которого было ну очень много! А в сельских школах черчение преподавали мало и плохо, поэтому поначалу я до 2-3 часов ночи сидел на кухне, пытаясь начертить детали. Причём такие сложные задания давали, пришлось учиться по ходу. Потом, конечно же, было легче. После окончания Казанского авиационного института по распределению попал в Новостройку. Про НИИХИММАШ мы ничего не знали, это было закрытое засекреченное предприятие. Родители хотели, чтобы я остался в Казани, тем более что была возможность работать в институте, а я мечтал о самостоятельности.

— Вы пришли в НИИХИММАШ ровно за неделю до полета Ю. А. Гагарина. Вы сами мечтали полететь в космос?

— Нет. Во-первых, до полёта Гагарина вообще ни у кого не было помыслов таких, чтобы полететь в космос. Все стремились стать лётчиками, работать в авиации. Стать военным лётчиком было мечтой почти всех мальчишек. А о космосе никто и не думал, даже и не представляли, что это такое. К тому же в космонавты отбирали людей с железным здоровьем. Они, может, и не знали, для каких целей их так тщательно готовят... Всё это было настолько неожиданно в то время и засекречено! Вообще, мы, инженеры, обеспечиваем запуски ракет, а сами в космос не стремимся.

— Но, всё-таки, вы, наверное, со многими космонавтами встречались?

 — Конечно, были такие встречи, но я никогда не коллекционировал автографы. Помню, как Владимир Александрович Джанибеков приезжал к нам, и наши сотрудницы спросили, какие впечатления у него остались после длительного пребывания на орбитальной станции Мир. Его ответ я запомнил очень хорошо: месяц поживите в стесненном пространстве космического аппарата без движения — вот такие ощущения. Это сейчас на МКС есть тренажёры для физических упражнений, индивидуальные места для отдыха, работы ...

— Во всех сферах, в том числе в космической, в нашей стране были трудные времена. Ощущали это когда-либо? Были мысли уехать?

 — Хорошо там, где нас нет. В 90-е годы многие уезжали за рубеж. Но, что касается нашего предприятия, преданные люди остались. Хотя, в рамках официальных контактов мы много стран посещали: Индию, Китай, США, Францию, Южную Корею...

— И как наша космическая отрасль выглядела на фоне других?

— Когда в 1960 годы мы начали осваивать новое криогенное топливо жидкий водород, американцы уже работали на нём. Тогда же, несмотря на наше первенство в запуске первого Спутника Земли (1957 г.) и первого полёта в космос Ю. А. Гагарина (1961 г.), "лунную" гонку мы проиграли. Почему? Президент США Кеннеди поставил национальную задачу обогнать "русских в космосе", и в 1969 году американцы впервые высадились на Луне. Во главе "лунной" программы у них стоял немецкий генерал фон Браун, который в годы второй мировой войны разрабатывал ракеты ФАУ-2 и у них, видимо, было много проработок по ракетной технике. Надо отметить, что вся немецкая ракетная "-элита", занимавшаяся разработками ракетной техники, после войны уехала в США. А у нас осталась небольшая кучка специалистов. В 1962 году, когда мы коснулись этой темы, у них уже водородные двигатели были созданы, были изданы фундаментальные книги по данной теме, а мы только начинали осваивать технику для применения жидкого водорода в ракетной технике. Конечно, финансирование в США было совсем другое, ведь их экономика превосходила нашу в три раза.

 — У них же войны не было...

— Не было. А нам приходилось восстанавливать разрушенное производство, народное хозяйство, держать паритет в создании вооружений в годы "холодной" войны и в этой обстановке развивать ракетно-космическую технику для поддержания обороноспособности страны и освоения космоса ...

 — История не терпит сослагательных наклонений. Но всё же... Если бы не случилась война, могли бы учёные СССР обогнать в космосе США?

 — Надо отметить, что в Советском Союзе в годы индустриализации как раз перед началом войны развитие тяжелого машиностроения шло бурными темпами (авиация, судостроение и другие отрасли). Сложно сказать, но, наверное, по многим вопросам мы не отставали бы... Нельзя сказать, что мы и сегодня отстаем. Это было бы неверно. Ведь по уровню двигателестроения в ракетной технике мы до сих пор превосходим зарубежные фирмы. Это отмечали, кстати, французы и другие специалисты ЕС, когда начались наши контакты после снятия ’’железного” занавеса в 90-е годы. Американцы до сих пор вынуждены покупать наши двигатели РД-180 для ракеты нового поколения "Атлас-5”. За несколько лет мы им продали уже более 50 двигателей. Только в последние годы в связи с санкциями американцы начали поговаривать, чтобы отказаться от закупок в России и начать собственное производство. Однако им пока не удалось воспроизвести эту технологию.

— В канун наступления Дня космонавтики как вы думаете: Россия восстановит статус космической державы, и какие перспективы можно ожидать для НИЦ РКП?

— В последние годы намечались большие работы по различным программам создания новых пилотируемых аппаратов для исследования ближнего и дальнего космоса, завершение создания глобальной системы навигации Глонасс, перестройки наших модулей на МКС в собственную орбитальную станцию (после окончания эксплуатации МКС в 2024 г.), создания новых средств выведения на экологически чистых компонентах взамен ракет-носителей (PH) "Протон" др. В конце марта в Правительстве РФ была утверждена Федеральная космическая программа России на 2016—2025 годы, сейчас проводится детализация элементов данной программы, в которой многие экспериментальные работы по испытаниям, в частности, нового пилотируемого транспортного корабля (ПТК) взамен кораблей "Союз" и "Прогресс", ступеней PH "Ангара-А5В" тяжелого класса, двигателей РД0146Д и РД0150 и ракетных блоков на кислородно-водородном топливе, космических аппаратов для исследования Лупы и Марса должны проводится на модернизированных стендах комплексов 618, 101, 102,106 и др. в НИЦ РКП. За последние 4 года в России были построены сооружения 1-го этапа на новом космодроме Восточный и 27 апреля 2016 г. запланирован первый запуск PH "Союз" с космодрома восточный. В перспективе с космодрома Восточный планируется обеспечивать запуски космических аппаратов и пилотируемых средств нового поколения для исследования объектов ближнего и дальнего космоса, осуществлять выполнение пилотируемых программ полета на Луну и Марс. Это вселяет надежду на дальнейшее развитие космонавтики и ракетной техники в нашей стране.

В заключение мне хотелось поздравить ветеранов предприятия, которые стояли у истоков создания ракетно-космической техники, специалистов, всех работников предприятия и жителей г. Пересвета с Днем космонавтики и пожелать им здоровья, счастья, долголетия и успехов.

Беседовала Анна Хитрик

Вестник муниципального образования «Город Пересвет», №2(210) 13 апреля 2016г.


Из воспоминаний главного научного сотрудника-руководителя НЦК-571 Галеева А.Г. о начале испытательной деятельности на объекте №1 (в честь 60-летия ФКП «НИЦ РКП» - декабрь 2009 г.)

Я впервые познакомился с испытаниями ракет во время прохождения преддипломной практики, летом 1960 г. на объекте №1 в процессе проведения огневого испытания 2-ой ступени новой ракеты Р16 стратегического назначения.

Когда я приехал писать дипломную работу в октябре 1960г., то перед отъездом на Байконур (на трагическое первое летное испытание новой ракеты Р16) меня встретил в вагончике, где располагались ИТР и руководство объекта, А. С. Бабушкин (зам. начальника объекта) и давал последние свои советы и напутствия студенту-дипломнику.

После защиты диплома в Казанском авиационном институте я начал свою трудовую деятельность инженером в группе «Д» объекта №1 (ИС-101). И это событие, важное для меня, произошло за неделю до полета Ю.А. Гагарина (5 апреля 1961 г.).

1961 год, позади институт, предстоит новый этап жизни

В начале своей испытательной карьеры участвовал: в испытаниях двигателя С5.3 и второй ступени ракеты Р12 – блока 63С1 РН «Космос-1» (подготовка систем к испытаниям, пневмоиспытания двигателя, монтаж системы охлаждения высотного сопла, послепусковые операции, исследования захолаживания насоса окислителя жидким кислородом и т. д.).

В связи с большим объемом испытаний изделий разработки М.К. Янгеля, В.П. Макеева, В.Н. Челомея и А.М. Исаева на стен де 1А руководством института в 1962 г. было принято решение о доработке стенда 1Б для обеспечения отработки нового двига теля С5.23 (11Д47) с высокотемпературным ТНА (950 -1000 0С) двухкратного включения. Двигатель С5.23 предназначался для 2 -ой ступени ракеты-носителя космического назначения «Космос-3» для выведения спутников информации и связи на высокие круговые орбиты.

Отработочные испытания включали:

- на 1-м этапе автономные испытания газогенератора, затем испытания ТНА с ГГ-приводом и рулевыми соплами, испытания «шапки» двигателя и испытания двигателя;

 - на втором этапе – испытания ДУ блока 65С3 (ОК-2000) с ”шапкой” двигателя C5.23;

 - на последнем этапе – огневые испытания ДУ (блока 65С3) с двигателем С5.23 двухкратного включения.

В самом начале я был подключен к этим работам в качестве ведущего по испытаниям двигателя, которые начались с выполнения проектных и расчетных работ по системам стенда совместно с КО-14 и ОКБ-2, затем монтаж и пуско-наладочные работы по системам стенда и отладка технологии и испытания.

Стенд 1Б был проливочным и там не было лотка для отражения факела двигателя, поэтому была сооружена газоотводная труба с ГДТ и эжекторной системой откачки газов из рулевых сопел для имитации высотных условий.

Стенд получился уникальным, который обеспечивал проведение как автономных, так и комплексных испытаний агрегатов, систем, двигателя и ДУ с обеспечением циркуляции компонентов при ресурсных испытаниях ТНА и имитацией высотных условий для рулевых сопел и камеры сгорания двигателя. Система управления стенда 1Б тоже создавалась заново в новом бункере управления, расположенном в торцевой части монтажного корпуса.

Учитывая большой объем испытаний, проводимых на стенде 1А по тематике работ ОКБ В.Н. Челомея (УР-200 и УР-100), группа «Д» была разделена и я руководил работой группы по стенду 1Б вначале в должности инженера, а затем – ст. инженера. Чуть позже в группу пришли молодые инженеры - И. Быстриков и В. Ищук. Мы работали в тесном сотрудничестве с конструкторами-разработчиками ОКБ-2 по агрегатам и двигателю.

Мне повезло: пришлось долгое время сотрудничать с прекрасными специалистами ОКБ-2, которые относились ко мне  молодому специалисту на равных  это ведущий конструктор по двигателю С5.23 Клименов Владимир Владимирович, который, кстати, был первым начальником объекта №1 в годы создания нашего института (НИИ-229), его заместитель М.К. Сирачев, ведущие конструктора газогенератора  Д. Майоров и А. Нешин, начальник отдела ДУ Р.А. Скорняков и его заместитель В.К. Середа, разработчики ТНА В.К. Кунец и Константинов, конструкторы В.И. Попов, Л.Г. Шувалова, А.М. Праслов, ведущий специалист по расчетам процессов в КС М.П. Олейникова, А.И. Серова, начальник расчетного отдела К.Г. Сенкевич и его правая рука – Е.Н. Колкин и многие др.

Сотрудничество это было очень интересным и полезным (с расширением круга общения), которое затем продолжалось и продолжается практически до сегодняшнего дня. Испытания требовали поиска новых решений, проводились нами с большим энтузиазмом и в основном в 1,5-2 смены. Камера сго-рания отрабатывалась на стенде ОКБ-2, а ГГ, ТНА, «шапка» двигателя и двигатель – на стенде 1Б. Руководство института (Г.М. Табаков, В.А. Пухов, В.Я. Качанов) не оставляло нашу работу без внимания, напрямую общались с ведущими по испытаниям и это обязывало нас ко многому. За период 1962-64 годов были проведены практически все этапы работ по созданию двигателя С5.23 и блока 2-ой ступени РН «Космос-3М».

В 1964 году испытания двигателя проводились параллельно на вновь созданном стенде в Красноярске, и я участвовал в проведении этапов сдаточных испытаний двигателя в качестве члена Межведомственной комиссии от нашего института. В сентябре-октябре 1964 года прошли холодные и огневые испытания блока 65С3 (на установке ОК-2000), где ведущим испытания являлся Ю.И. Костоглод. Двигатель С5.23 после завершения МВИ практически уже получил путевку в жизнь. Мне захотелось как-то оживить свою работу, я получил несколько предложений перейти на новое направление работ. Выбор был сделан и с ноября 1964 г. я перешел на испытания по водородной тематике.

Хотя до начала летной эксплуатации РН «Космос-3», «Космос-3М» (1968 г.) мне, уже работнику объекта №6, пришлось участвовать несколько раз в работах МВИ и других комиссий по двигателю, получившему к этому времени новый индекс 11Д47 (11Д49).

Резюмируя о своей работе на объекте №1 с апреля 1961 г. по ноябрь 1964 г., я с благодарностью вспоминаю о коллегах (Волков В.П., Костоглод Ю.И., Маликов Г.И., Астахов А.Н., Рослов В.И., Горшков В.И., Поздняков В.М, Мокрицын, Быстриков И.Г, Ищук В.А. и многие др.), с которыми мне пришлось заниматься интересным и любимым делом, набираться опыта, творить …

Галеев А.Г участвовал в выполнении НИОКР по отработке ракетно-космических систем по программам «Космос-1», «Космос-3», «Н1-ЛЗ», «Энергия-Буран», «GSLV», «Синева», «Ангара» и др. (ракетных двигателей С5.3, С5.23 (11Д49), 11Д56, 11Д57, РД-0420, РД-0120, КВД1, ракетных блоков 63С1, 65С3, «Р» РН «Н1-ЛЗ», «Ц» РН «Энергия», 12КРБ РН «GSLV» и ряда энергетических установок - МГД-генератор ИМ-2, система энергопитания ОК «Буран», ТЗМ нового класса для скоростных блоков комплексов разработки ГРЦ им. В.П. Макеева и др.).

Испытательная деятельность по водородной тематике

Испытания систем на водороде: двигатели 11Д56 и 11Д57, КВД1 (c имитацией высотных условий) и РД0120, блоки «Р» РН “Н1” и 12 КРБ РН “GSLV”

Из поздравления с 70-летием со дня рождения:

ГАЛЕЕВ АЙВЕНГО ГАДЫЕВИЧ

 Родился 2 декабря 1937 г. вс. Апастово, Апастовского района Татарской АССР.

Образование: Казанский авиационный институт, факультет двигателей, 1961 г.; Аспирантура МАИ, 1974 г.

Специализация: инженер-механик.

Основные этапы трудовой деятельности:

 - с апреля 1961 г. — по настоящее время в ФКП «НИЦ РКП», в настоящее время работает в должности главного научного сотрудника;

- с 1982 г. — доцент, профессор Московского авиационного института;

- с 2000 г. — профессор Сергиево-Посадского филиала Московского государственного индустриального университета.

Ученая степень: доктор технических наук (1990 г.).

Ученое звание: профессор (1992 г.).

Членство в творческих союзах, научных учреждениях:

 - действительный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского;

 - член диссертационных советов по защите докторских диссертаций в Московском авиационном институте (МАИ) и Московском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства (МГУИТП);

 - член экспертного совета ВАК по авиационной и ракетно-космической технике;

 - член Редакционного совета Международного научного журнала «АЕЕ»;

 - член бюро Президиума Московского регионального отделения РАКЦ;

- член Научно-технического совета ФКП «НИЦ РКП»;

 - руководитель Научного центра РАКЦ при ФКП «НИЦ РКП».

 Основные направления (тематика) научных исследований:

 - наземные испытания ракетных двигателей, обеспечение их безопасности и экология;

 - теплообмен и разрушение теплозащитных материалов в сверхзвуковом потоке;

- методология стендовой отработки двигательных и энергетических установок летательных аппаратов с имитацией условий эксплуатации;

- эксплуатация и экология испытательных и стартовых комплексов ракетно-космических систем.

Общее количество статей и изобретений: более 160, в том числе 43 изобретения.

Основные труды:

1. Проектирование стендов и оборудования для испытаний двигательных установок ЛА. М.: Издательство МАИ. Учебное пособие, 1987. — 76 с: ил.

2. Проектирование стендов и систем для испытаний двигательных установок ЛА. М.: Издательство МАИ. Учебное пособие, 1990. — 68 с: ил.

3. Экспериментальные установки и системы стендов для испытаний пневмогидросистем двигательных установок ЛА на криогенных компонентах топлива: Учебное пособие. В соавторстве с Барсуковым В. С, Бершадским В. А. М.: Издво МАИ, 1992. — 80 с: ил.

4. Экологическая безопасность при испытаниях и отработке ракетных двигателей. М.: Издательство МАИ. Учебное пособие, 2006. — 92 с: ил.

5. Эксплуатация стендов для испытаний ракетных двигательных установок. М.: Издательство МАИ. Учебное пособие, 6 п.л., 2008. 6. Эксплуатация испытательных комплексов ракетно-космических систем. Монография в соавторстве с Золотовым А. А., Перминовым А. Н., Родченко В. В. М.: Издво МАИ, 16,5 п. л., 2007.

7. Эксплуатация стартовых комплексов ракетно-космических систем. Монография в соавторстве с Золотовым А. А., Перминовым А. Н., Родченко В. В. М.: Изд-во МАИ, 21,5 п.л., 2007.

8. Основы устройства испытательных стендов для отработки ЖРД и ДУ. Монография. Г. Пересвет: Изд-во ФКП «НИЦ РКП», 2010,14,4 п. л.

Установка для отработки блоков ТЗМ в струе ЖРД

 I Всемирный конгресс «Альтернативная энергия и экология», WCAEE-2006, Россия, Волга, теплоход «Георгий Жуков»: открытие конгресса (А.Л. Гусев), в президиуме президент МАВЭ, профессор университета в Майями Везироглу, академики РАН Трутнев Ю.А. и Коротеев А.С., вручение медали А.Г. Галее-ву, выступление проф. Галеева А.Г. на секции, заседание в Техно-парке в Казани (М.Г. Галеев и А.Г. Галеев, слева в первом ряду).

 Международная деятельность в области науки:

- участие в выполнении научно-исследовательской работы по «Исследованию систем питания перспективных двигателей на водороде для полета на Марс» по гранту Международного научно-технического центра (МНТЦ) (1994-1997 гг.);

- выступления на Международных конференциях и симпозиумах (г. Москва, Миасс, Казань, Самара, Воронеж, Королев - Россия, г. Днепропетровск, Крым – Украина, г. Сиань –КНР др.)

Гос. награды, премии, почетные звания:

- медаль «За доблестный труд» (1978 г.);

- премия Совета Министров СССР в области науки техники (1983 г.);

 - медали Федерации космонавтики России им. К.Э. Циолковского и Н.А. Пилюгина.

 - юбилейная медаль РАКУ «50лет полёта Ю.А.Гагарина).

Редколлегия Международного научного журнала «Альтернативная энергетика и экология» поздравляет члена Международного редакционного совета профессора Айвенго ГадыевичаГалеева с присуждением одной из высших наград редколлегии – медали «За большой вклад в безопасность сложных технических систем» и с Юбилеем, желает ему счастья, крепкого здоровья и творческих успехов!

Калуга, 9-10 апреля 2011 г., Международная научно-практическая конференция “Человек – Земля - Космос“, посвященная 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос: И.А. Тожокин, К.П. Денисов, А.Г. Галеев и И.М. Беляков – перед открытием конференции; выступление зам. руководителя Роскосмоса В.А. Давыдова; И.М. Беляков, А.Г. Галеев, В.А. Джанибеков и И.А. Тожокин; В.П. Коновалов и А.Г. Галеев в фойе гостиницы “Калуга-XXI век“; на открытии памятника К.Э. Циолковскому и С.П. Королеву в Калуге; на заседании секции 3.2 - сопредседатели секции К.П. Денисов и А.Г. Галеев

Семья и увлечения:

Женат, жена Валентина - педагог, работает в детской школе искусств «Гармония».

Дочь Елена - закончила МАИ и МГУТУ, работает в Москве.

Внук Антон – студент МАИ.

Увлечения - туризм, вначале пеший, затем на автомобиле, горные лыжи, путешествия. В настоящее время увлечения связаны и подчинены в основном воспитанию внука.

1998 год в Казани, эксклюзивный подарок в честь 60-летия

 1995 год

1983 г., в день науки после вручения Премии СМ СССР коллективу авторов разработки «Основ отработки ТЗН нового класса» (ЦНИИмаш, НИИХМ, КБХМ, КБМ, ЦНИИМВ, МОМ)

2.12.2002 г.

1997 г. На кафедре 605 МАИ

1977 г.

2000 г. В Индии

12.1995 г., Отель Mariott, Los Angeles (А. Петров, А. Дмитренко, Ф. Позвонков, Цвейг с супругой, А. Галеев)

На площади перед въездом в «Рокетдайн», двигатель F-1 РН «Сатурн-5», 1995 г. (Ф.М. Позвонков, А.И. Белогуров, Цвейг, А.И. Дмитренко, А.И. Петров, А.Г. Галеев, В.Ф. Семенов, Дэн Ши - по проекту МНТЦ №092)

 1994 год, обсуждение контракта с представителями КНР

2.12.1997 г. На верхнем снимке поздравление коллег, на нижнем снимке на улице под - 300С (О. Никутов, А. Смирнов, Ю. Абросимов, А. Андреев, Ю. Полежаев, Н. Орлов, Д. Михатулин, В. Петров, А. Яковлев, В. Плотников, М. Сирачев, Д. Логинов, В. Киллих, А. Галеев, В. Плотников, О. Никитин)

1997 год, В.В. Милютину 60 лет

1997 г, успешное испытание по программе МНТЦ с участием SEP, КБХА и ИЦ Келдыша (в центре Ю.В. Демьяненко, А.И. Белогуров, А.Г. Галеев, Филипп Жэ)

1998 год, встреча по программе «Рекорд» с представителями ЕС

18.12.1999 год, 50-лет НИИХМ (в 1-м ряду В.И. Чепак, В.И. Петров, Н.А. Анфимов, … В.М. Филин, во 2-м ряду Е.П. Селезнев, М.К. Сирачев, Оленев, А.Г. Галеев, В.С. Лыжков

 В МАИ, юбилей кафедры 605 МАИ (А.Г. Галеев, В.А. Афанасьев)

2.12. 2007 год (на улице -150) – В. Киллих, Б. Богданов, С. Андреев, И. Кожухов, А. Галеев, О. Никитин, В. Петров. А. Смирнов

 2008 год, проводы Р. Санатуллова на заслуженный отдых

Декабрь 2010 г. В бункере В2, 1000 с испытания двигателя «КВД1-М» на СПГ (И. Смирнов, Г. Сайдов, В. Мосолов, Г. Малявин, В. Романов, В. Мухортов, А. Галеев)


2 декабря доктору технических наук, профессору, академику Российской академии космонавтики, лауреату Премии Совета Министров СССР, главному научному сотруднику ФКП «НИЦ РКП» Айвенго Гадыевичу Галееву исполняется 80 лет.

Уважаемый Айвенго Гадыевич!

Примите самые теплые и искренние поздравления от администрации и коллектива ФКП «НИЦ РКП» по случаю Вашего 80-летия, которое мы воспринимаем как замечательный юбилей опытного руководителя, организатора, талантливого ученого.

Полвека Вы трудились в ФКП «НИЦ РКП», пройдя путь от молодого специалиста до главного научного сотрудника.

Вы, Айвенго Гадыевич, всегда показываете хороший пример добросовестного отношения к делу, трудолюбия и высокого профессионализма. Много сил, энергии, знаний отдано Вами для проведения научных исследований и экспериментальной отработки образцов РКТ. Вами внесен непосредственный вклад в реализацию известных программ "Н-1", МКС, "Энергия-Буран", в отработку отечественных кислородно-водородных ЖРД, трехкомпонентных двигателей и многих других уникальных образцов ракетной и ракетно-космической техники.

Ваш профессиональный опыт, активная жизненная позиция, неиссякаемая энергия, способность творчески подходить к решению сложнейших проблем снискали Вам высокий авторитет. Вы делаете огромную работу, которая дает плоды и в науке, и в образовательно-воспитательной деятельности! Высокое звание профессора подтверждено в Ваших многочисленных учениках.

Уважаемый Айвенго Гадыевич, Вы всегда принимаете выверенные и правильные решения, поступаете по совести. Ваша позиция аргументирована, верна и корректна, Вы всегда готовы к конструктивному и плодотворному диалогу.

Ваш вклад в развитие отечественной космонавтики отмечен высокими правительственными наградами и присуждением звания лауреата премии Совета Министров СССР. Вы являетесь действительным членом Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

От всей души желаем Вам, уважаемый Айвенго Гадыевич, крепкого здоровья, бодрости духа, счастья, удачи и успехов в Вашей многогранной деятельности на благо отечественной космонавтики! Пусть Вас окружают любовь близких, внимание и уважение коллег и друзей, а Ваша жизнь будет наполнена новыми творческими и деловыми свершениями, радостными событиями!

Генеральный директор О.Г. Галайда
Первый заместитель генерального директора по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам В.Н. Кучкин

 

 
 
 
 
Новости Роскосмоса
     
 
  24.11.2020

Завершился второй этап исследовательских работ на объектах «Байтерека»
 
  23.11.2020

Выездное заседание 18-й Всероссийской открытой конференции «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса»
 
  21.11.2020

Начальник с летно-испытательной закалкой
 
 
 

 
   
 
 
  «Реализация объектов недвижимого имущества «ФКП «НИЦ РКП»  
 
 
Аренда
     
  Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м. приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями. Тел. для справок (496) 546-37-30  
 
 
Наш адрес
     
  Россия, 141320,
Московская обл.,
Сергиево-Посадский район,
г. Пересвет,
ул. Бабушкина, д. 9
 
 
 

web-master