|
Воспоминания тов. Крючкова Н.Д
Я Крючков Николай Дмитриевич, 1923 г. рождения, в 1948 г. после демобилизации из рядов Военно-Воздушных Сил Советской Армии по вольному найму устроился на работу в ЛИС-2 отд.12, где начальником был полковник Цыбин, на должность техника-химика. ЛИС-1 и ЛИС-2 отд.12 занимались в то время стендовыми испытаниями трофейных ракет ФАУ-I, ФАУ-2, "Шметерлинг" и "Вассерфаль". Для этих целей на территории № 2 НИИ-88 в заброшенном карьере был смонтирован передвижной стенд на базе тяжелого танка "ИС". На. противоположной стороне карьера был установлен пусковой стол для прожига трофейных ракет ФАУ-2 на предварительной ступени. Руководил работой начальник ЛИС-1 тов. Воскресенский Л.А. В опытных цехах завода НИИ готовилось заправочно-пусковое оборудование для проведения стендовых и летных испытаний ракет по чертежам группы конструкторов под руководством Виленкина Н.М.
В течение 1949 – 1950 гг. экспедиция НИИ-88 выезжала на полигон в в/ч 15644 для проведения летных испытаний. Летные испытания ракет земля-воздух прошли не совсем удачно, и дальнейшее их усовершенствование и доводка были переданы в организацию, где начальником был Лавочкин С.А., а в это время в филиале № 2 НИИ-88 (г. Загорск) была организована база для проведения стендовых испытаний ракет ОКБ-I НИИ-88, для этих целей в филиале уже функционировали объекты № I и № 3, куда переводом я перешел на работу в должности начальника группы заправки объекта № 3.
С 1951 г. по 1952 г. на стенде объекта № 3 велась интенсивная отработка изделий земля-воздух фирмы Лавочкина С.А., а также изделия 8А-61 главного конструктора Королева С.П. Работы велись круглосуточно без всяких перерывов, отдыхали только после окончания проведения своей операции. Очень много сил и энергии потратил личный состав испытательной станции на отработку изделия 8А6I на стенде объекта № 3.
С.П. Королев тогда впервые в Союзе создавал общевойсковую ракету земля - земля на новых для ОКБ компонентах: окислитель M-10 и горючее ТГ-02. Сложность отработки этого изделия усугублялась отработкой ЖАДов, так как подача компонентов в двигатель ракеты производилась жидкостным аккумулятором давления и для подбора оптимального режима работы ЖАДов приходилось буквально с аптекарскими мензурками измерять остатки компонентов после стендовых испытаний. Вопросы ТБ в то время были не на высоте, пользовались общевойсковыми противогазами и суконными костюмами, что ни в какой мере не обеспечивало безопасность проведения работ. Летом 1952 г. выехали в в/ч 15644 для проведения летных испытаний, начальником стартовой команды был Кочанов В.Я., техническим руководителем С.П. Королев. Было проведено 10 летных пусков, все пуски прошли успешно, и изделие 8А-6I было рекомендовано для сдачи на вооружение.
После проведения летных испытаний изделия 8А-61 на стенде объекта № 3 приступили к отработке изделия 11А61ФМ для сдачи его Военно-Морскому флоту и вооружения подводных лодок. Отработка этого изделия пришлась на зимний период времени, работали круглосуточно и вот в декабре 1953г., под новый год, готовили одно из изделий к стендовым испытаниям. Я со своей группой заправки дожидался окончания операции, чтобы приступить к заправке изделия. В это время в штабной вагончик пришел С.П. Королев, который очень часто приходил неожиданно, смотрел, как идет подготовка к испытаниям. Мы с ним разговорились о моей жизни, о том, где я служил в Советской Армии, узнав, что летчик, рассказал о своей летной работе в период войны, после этого он спросил меня: "Николай, как ты смотришь, а может ли человек полететь в космос и придется ведь нам, бывшим летчикам, летать в космос". Я отшутился, сказав, что у меня уже не тот возраст и не тот вес для полетов в космос. И когда в апреле 1961г. на орбите около земли оказался корабль с первым в мире космонавтом Гагариным Ю.А., я вспомнил вьюжную зиму 1952 г. и наш разговор с С.П. Королевым.
В начале 1954 г. экспедиция НИИ-229 выехала в г. Северодвинск для проведения летных испытаний изделия 11А61ФМ непосредственно с подводных лодок Военно-Морского Флота.
Техническим руководителем был зам. главного конструктора Мишин В.П., начальником экспедиции Сухопалько М.В., начальником группы установки Лыжков В.С., начальником двигательной группы Хорев В.Л., начальником группы заправки Крючков Н.Д. Работа по предстартовым проверкам изделия, заправка, производились на временной площадке экспедиции. После заправки изделия, на транспортной тележке через весь город Северо-Двинск ночью, перевозились на стапель судоремонтного завода, где находилась переоборудованная подводная лодка. Перед погрузкой изделия в камеру подводной лодки на пирсе производилась заправка изделия пусковым горючим. Пуск изделия с подводных лодок проводился в горле Белого моря. Участники проведения испытаний сопровождали подводную лодку до старта на трофейном немецком авианосце. Все пуски летных изделий прошли нормально, и изделие было передано, после ходовых испытаний на подводной лодке, для сдачи его на вооружение Военно-Морских Сил Советской Армии. Отработка определенного изделия на объектах филиала № 2 сопровождалась отработкой всего комплекса наземнозаправочного оборудования, поставляемого с этим изделием.
Вспоминается такой случай: для изделия 8K-6I ГСКБ т. Петрова сконструировало заправщик 8Г-17, который проходил испытания в филиале № 2 на объекте № 3. На первом этапе испытателями было выдано около 120 существенных замечаний, которые устранялись по ходу самих испытаний. Благодаря тщательной проверке на испытаниях автозаправщик 8Г-17 успешно прошел МВИ и был сдан на вооружение; модификации этого заправщика до сих пор еще работают во многих воинских частях. Проведение комплексных испытаний оборудования проходило успешно благодаря тесным контактам конструкторов с испытателями, непрерывным проведениям всего цикла испытаний; разбивались на бригады и проводили испытания круглосуточно. Никто не жаловался на усталость, каждый знал, что успешное проведение испытаний идет на укрепление оборонной мощи Советского Союза.
В 1955 г. в НИИ-229 началось строительство центральной заправочной станции ЦЗС, включающей склад кислот закрытого типа с отоплением, водопроводом, промышленной канализацией. Склад кислот имел 10 емкостей из алюминия по 38 м3 каждая, склад ТГ-02 5 подземных емкостей по 50 м3 каждая. Склады были связаны трубопроводами для заправки объекта № 4 и № 3.
|
|