По залам музея
  Экспонаты
  Страницы истории
  Ветераны
  Книга почёта
  СМИ и посетители о музее
  Контакты
 
 
 
Правительство РФ

Роскосмос

Росимущество

Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
 
 
 
Кучкин Владимир Николаевич
     
 
 

Кучкин

Владимир Николаевич

Кучкин Владимир Николаевич родился 12 июля 1944 года в с. Решма Кинешемского района Ивановской области. Трудовую деятельность на предприятии начал в 1970 году после окончания МГУ им. М.В. Ломоносова инженером в НИО-512. В 1977 году закончил очную аспирантуру МАИ и продолжил работу в НИИХИММАШ в НЭО-106 в должности старшего научного сотрудника. В 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1989 года - начальник НИО-116. С 2008 г. работал первым заместителем генерального директора по испытаниям.

Глубоко изучив направления деятельности предприятия, обладая инженерным складом ума, он всегда творчески и с самоотдачей подходил к выполнению возложенных на него обязанностей. Итогом его научной и творческой деятельности являются более 240 научных работ и 39 изобретений, в том числе монография «Теоретические основы разработки испытательного оборудования для ракетно-космической техники», изданная в Издательстве Машиностроение в 2014 году, и многочисленные статьи. в Общероссийском научно-техническом журнале.

Темами большинства его научных работ являлись исследования процессов в гидравлических системах двигателей летательных аппаратов, в пневмогидравлических системах стендов для наземной отработки ракетно-космической техники (РКТ), а также разработка методов оптимизации процессов подготовки и проведения стендовых испытаний РКТ.

Результаты научных работ В.Н. Кучкина внедрены при создании стендовых систем, оборудования и технологий в обеспечение наземной отработки PH «Зенит», комплекса «Энергия-Буран», ОДУ ОК «Буран», ракетных блоков PH «Союз-2», PH «Ангара» и других изделий РКТ. Разработанная при его непосредственном участии стендовая трубопроводная арматура - агрегаты ПГС серии «П», внедрена на большинстве испытательных баз отрасли. Под руководством В.Н. Кучкина в НИЦ РКП выполнены холодные и огневые испытания двигательных установок космических аппаратов «Навигатор», ДУ перелетного модуля КА «Фобос-грунт», первой и второй ступеней PH «Ангара» - УРМ1 и УРМ2, первой ступени PH «Союз-2.1б», «Союз-2.1в» и ЖРД на сжиженном природном газе и жидком кислороде, другие работы.

Кучкин В.Н. активно вел научно-педагогическую и научно-общественную деятельность в Сергиево-Посадском филиале Московского государственного индустриального университета в должности доцента по учебным курсам «Методы подобия в технических системах» и «Компьютерная графика». В 2006 г. ему присвоено ученое звание доцента, в 2003 г. избран член-корреспондентом и в 2017 г. – действительным членом (академиком) Российской академии космонавтики.

Кучкин В.Н. зарекомендовал себя технически грамотным, инициативным специалистом и организатором, умел направлять усилия коллектива на решение главных задач.

Деятельность Владимира Николаевича на различных должностях являла собой замечательный пример гражданского служения России. Его вклад в отечественную науку и технику по достоинству отмечен многочисленными правительственными и ведомственными наградами и званиями. Он награжден медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «Памяти 850-летия Москвы», медалями Федерации космонавтики России «К.Э. Циолковского», «М.В. Келдыша», «50-летия ракетно-космической отрасли», «50-летия НИИХИММАШ», «60-летия ФКП «НИЦ РКП», «Заслуженный испытатель космической техники», серебряной медалью лауреата ВДНХ СССР, неоднократно награждался Почетными знаками отрасли.

Кучкин В.Н. всегда отличался большой скромностью, пользовался заслуженным авторитетом на предприятии, был хорошим семьянином, отцом, дедушкой, общительным, отзывчивым человеком, внимательным к людям.


Книги

26.10.2014

Издана книга «Теоретические основы разработки испытательного оборудования для ракетно-космической техники»

Авторы выражают признательность сотрудникам ФКП «НИЦ РКП», совместно с которыми проведены исследования и работы, на которые даны ссылки в списках литературы.

Книга может быть полезна инженерам-испытателям РКТ, выполняющим работы по подготовке стендовых систем к экспериментальным работам, студентам и аспирантам, специалистам смежных профессий.


Статьи

К 60-летию ФКП «НИЦ РКП»


 

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОЧИСТКИ ЖИДКОГО ВОДОРОДА ПРИ ОТРАБОТКЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК

РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В.Н. Кучкин, Б.Х. Богданов, С.Д. Витязев

Данная публикация относится к серии статей, посвященных рассмотрению вопросов качества жидкого водорода в системах хранения и транспортировки криогенных компонентов. На основе многолетнего опыта работ в статье рассмотрены особенности применения средств очистки жидкого водорода в промышленных системах ракетно-космической отрасли. Материалы дополнены рассмотрением обеспечения надежности и безопасности функционирования систем хранения жидкого водорода испытательных и стартовых комплексов и при отработке систем разгонных блоков РН «Н1», 12КРБ РН GSLV, систем блока «Ц» РН «Энергия» и энергопитания орбитального корабля “Буран» на всех этапах жизненного цикла – от производства до потребления и проведения испытаний.

Ключевые слова: жидкий водород, очистка, фильтрация, адсорбция, эксплуатация систем, система подачи испытательных и стартовых комплексов.

Подробнее...

Одним из условий высокой надежности и безопасности функционирования жидкостных ракетных двигательных установок (ЖРДУ) является обеспечение требуемого качества компонентов топлива как по химическому составу, так и по наличию твердых частиц. Задача снижения содержания твердых частиц на входе в тракты топливоподачи систем ЖРДУ, как правило, решается путем установки фильтров с требуемой степенью фильтрации. Степень фильтрации определяются требованиями разработчиков защищаемых изделий.

В [1, 2] авторами было установлено, что предельно допустимая величина накоплений кислорода в резервуарах хранения жидкого водорода задается разработчиками, исходя из максимально допустимой толщины осадка 0,03 мм, начиная с которой флуктуационно и с высокой вероятностью могут реализоваться взрывы в зоне осадка. Исходя из этого критерия было установлено, что для вертикального резервуара 3301 (ФКП «НИЦ РКП») с объемом жидкости 60 м3 допустимая толщина слоя осадка твердого кислорода ограничена его массой не более 5 г, для горизонтального резервуара КР3318 (ФГУП НИИМАШ) объемом жидкости 230 м3 предельная масса осадка кислорода – 100 г, а для шарового резервуара Р1400/10 объемом 1400 м3, установленного на площадках хранения криогенных компонентов универсального комплекса стенд-старт (УКСС) и стартового комплекса 110 космодрома Байконур – 500 г (рис. 1) [3].

Мерами предотвращения накопления твердого кислорода в резервуарах являются:

– периодическое опорожнение резервуаров и их отогрев, в течение которого примеси растворяются в греющем газе. Растворение обеспечивается путем ступенчатого (по времени) нагревания содержимого резервуаров с одновременным перемешиванием жидкости в результате барботирования жидкости подачей газообразного водорода;

– увеличение времени эксплуатации между регламентными отогревами резервуаров разбавлением загрязненного жидкого водорода заведомо незагрязненным продуктом;

– комбинация выдачи с возможно более полным опорожнением резервуара, которая в настоящее время принята основный при эксплуатации систем хранения жидкого водорода.

На ранней стадии работ с жидким водородом в ряде организаций существовало мнение о необходимости очистки водородного горючего по аналогии с авиационным топливом фильтрацией с тонкостью до 5 мкм. Практика эксплуатации ЖРДУ показала его ошибочность. Опыт отработки и эксплуатации кислородно-водородных ЖРДУ в нашей стране и за рубежом говорит, что требования по тонкости фильтрации жидкого водорода, как правило, удовлетворяется использованием фильтров средней степени очистки. В системе подачи жидкого водорода ФКП «НИЦ РКП» установлены на магистралях заправки стендовых емкостей фильтры с ячейкой 40 и 70 мкм, в расходных трубопроводах стендовых систем – фильтры с ячейкой 70 - 200 мкм, в частности, на входе в двигатель РД0120 защитная сетка с ячейкой 1 мм. В системах заправки блока ”Ц” 2-ой ступени РН «Энергия» перед бортом на водородных магистралях были установлены фильтры с ячейкой 20 и 40 мкм. При этом водород поступал на борт переохлажденным в теплообменнике наземной системы до температур 18 -19 К.

Как показала практика, при работе с жидким водородом выбор и применение средств очистки компонента от твердых частиц методом фильтрации могут быть связаны с рядом трудностей, обусловленных физико-химическими свойствами присутствующих в жидком водороде примесей (азот, аргон, кислород, влага, углеводород и др.). В условиях штатной эксплуатации водородных систем топливоподачи из-за низких величин растворимости этих примесей при определенных условиях могут иметь место фазовые переходы с образованием твердых фаз [1], способных оказывать влияние на расходные и ресурсные характеристики фильтроэлементов.

В таблице 1 приведены величины количества твердой фазы примесей, которые могут образоваться в 1 м3 насыщенного примесями жидкого водорода при изменении температуры жидкости на 1º.

Таблица 1 – Величина массы твердой фазы примесей азота, аргона, кислорода и метана

 

m, г/К

ΔТ, К

29¬28

28¬27

27¬26

26¬25

25¬24

24¬23

23¬22

22¬21

N2

6,3

5,2

4,0

2,9

2,0

1,34

0,65

0,5

Аr

0,3

0,21

0,14

0,097

0,062

0,038

0,022

 

O2

0,11

0,071

0,043

0,024

0,013

0,006

0,003

0,0011

CH4

0,0044

0,003

0,002

0,0013

0,0008

0,0004

0,0002

 

Из их рассмотрения видно, что образующейся при этих условиях масса твердой фазы примеси азота на порядки больше масс образующихся другими примесями (кислорода, аргона, метана). С учетом количества заправляемого в баки ракетных ЖРДУ жидкого водорода, которое может измеряться десятками и сотнями м3, масса твердой фазы азота, образующейся при понижении температуры компонента в баках, может быть существенной. Поскольку, как было отмечено ранее [1], размер твердых частиц примесей, образующихся при проведении основных операций штатного технологического процесса эксплуатации водородных систем, не превышает 40 мкм с максимумом дисперсионной кривой, приходящимся на частицы 8-10 мк, устанавливаемые в водородных системах фильтры эффективны для защиты только от механических частиц. Для очистки жидкого водорода от твердых фаз примесей должны применяться фильтры тонкой очистки.

В то же время практика эксплуатации систем жидкого водорода показала, что гидравлические характеристики фильтрующих устройств в наземных топливоподающих системах могут быть весьма чувствительны к термодинамическим процессам, приводящим к образованию в жидкости твердых фаз примесей. Было отмечено, что при фильтрации кипящего, насыщенного примесями жидкого водорода, когда снижение температуры, вызванное гидравлическим сопротивлением на фильтре, сопровождается фазовыми переходами примесей с кристаллизацией их в каналах фильтроэлемента, имеет место повышение гидравлического сопротивления фильтроэлемента и в отдельных случаях даже его полная закупорка. С этим эффектом впервые столкнулись при испытаниях кислородно-водородного разгонного блока ракетного комплекса «Н-1», когда на одной из заправок жидким водородом произошла полная забивка примесями отвержденных газов заправочного фильтра с тонкостью фильтрации 40 мкм. Аналогичные факты забивки фильтров были отмечены при отработке заправки систем хранения и подачи (СХП) системы энергопитания (СЭП) орбитального корабля "Буран". Для защиты заправочных и дренажных бортовых клапанов СХП, к которым в связи с многосуточным пребыванием орбитального корабля на орбите предъявлялись повышенные требования по герметичности, были установлены фильтроэлементы с тонкостью фильтрации 20 мкм. Блоки клапанов и магистрали подвода к ним жидкого водорода в условиях наземных испытаний имели недостаточно эффективную теплоизоляцию. В результате чего жидкий водород, проходивший через клапаны, находился в состоянии равновесия «жидкость-пар». Заправка велась насыщенным примесями жидким водородом. Наличие перепада давления на фильтроэлементе приводило к дополнительному испарению водорода. В результате кристаллизации примесей в канале фильтроэлемента происходила полная забивка фильтроэлемента твердой фазой преимущественно азота и прекращение заправки.

Принимая во внимание физико-химические свойства примесей в жидком водороде, наилучшим местом установки фильтра с точки зрения эффективности очистки является точка системы с наименьшей температурой, т.е. точка на минимальном расстоянии от резервуаров выдачи компонента. При реализуемых на практике параметрах выдачи жидкого водорода потребителям, чем меньше температура компонента, тем, как правило, дальше термодинамическое состояние жидкости находится от линии равновесия жидкость-пар, и тем большая часть содержащихся в нем примесей может находиться в твердой фазе и тем самым может быть отфильтрована. На практике данная ситуация реализуется при сбросе перегрева водорода в резервуарах без последующей выдержки компонента при пониженном давлении (отстое) перед выдачей продукта потребителю. Однако в этом случае надо помнить об опасности, связанной с возможностью возникновения ситуации, при которой отфильтрованной примесью может оказаться кислород. Поскольку кислород также как азот является основной загрязняющей примесью, вносимой в жидкий водород на всех стадиях обращения с компонентом, а его растворимость в жидком водороде на несколько порядков ниже растворимости азота, насыщение жидкого водорода кислородом происходит в первую очередь. Накопление кислорода на ограниченной поверхности фильтроэлемента может представлять определенную взрывоопасность. По этой причине фильтры в системах хранения не устанавливаются.

При выдаче потребителям насыщенного примесями жидкого водорода с ростом температуры жидкости из-за теплопритоков по тракту систем топливоподачи происходит растворение примесей, приводящее к снижению нагрузки на входные фильтры систем потребителей. При снижении температуры жидкого водорода в системах потребителей в жидкости снова может образоваться твердые фазы примесей. Их количество будет зависеть от концентрации примесей в жидком водороде, прошедшем через входной фильтр потребителя, и разности температур компонента до и после фильтра. Например, после заправки бака объемом 40 м3 насыщенным при температуре 22,5 К примесью азота жидким водородом, но не содержащим твердой фазы, при понижении давления в баке до 0,13 МПа должно образоваться до 23 г твердой фазы примеси азота.

Наиболее опасным с точки зрения изменения гидравлических характеристик фильтров из-за образования твердыми фазами примесей является этап захолаживания водородных коммуникаций наземных систем топливоподачи, когда вследствие интенсивного испарения жидкого водорода в коммуникациях происходит обогащение жидкости примесями, а температура жидкости, поступающей на концевой фильтр системы, равна или близка к температуре кипения.

При применении фильтров в системах топливоподачи жидкого водорода следует избегать завышения требований к тонкости фильтрации, а при выборе места их установки в топливоподающей системе учитывать термодинамические характеристики жидкого водорода при эксплуатации систем и их конструктивные особенности. С повышением требований по тонкости фильтрации жидкого водорода вероятность забивки фильтров твердыми фазами примесей увеличивается. И хотя проведенные исследования показали принципиальную возможность частичной очистки жидкого водорода методом фильтрации от твердых фаз нормируемых примесей, на практике этот метод не нашел применения в системах топливоподачи испытательных и стартовых комплексов. Это связано, прежде всего, с тем, что принятая технология работ с жидким водородом в отечественной практике эксплуатации наземных систем ракетно-космической отрасли обеспечивала надежное и безопасное функционирование систем ЖРДУ без какой-либо дополнительной очистки компонента от примесей конденсируемых газов.

В то же время в отечественной практике известны несколько случаев применения средств очистки жидкого водород от растворимых примесей. Как правило, в большинстве случаев все они были вызваны необоснованно высокими требованиями к чистоте компонента со стороны разработчиков ракетно-космической техники. Во всех этих случаях для достижения требуемой чистоты были использованы метод и средства адсорбционной очистки.

Так, в ФКП «НИЦ РКП» требуемый уровень чистоты компонентов при испытаниях системы энергопитания орбитального корабля "Буран" был достигнут только благодаря применению разработанных совместно с ГИАП адсорберов. Конструктивно эти адсорберы представляли собой криостаты с экранно-вакуумной изоляцией и размещенными внутри адсорбционными патронами диаметром 100 мм и высотой 230 мм. Патроны устанавливались вертикально входными сечениями вниз. Входные и выходные сечения патронов перекрывались наборами фильтроматериалов, которые удерживали засыпку адсорбента силикагеля АСМК фракцией 0,2-0,5 мм. Для жидкого водорода набор фильтроматериалов состоял из нержавеющей сетки с ячейкой 30-40 мкм и ткани Петрянова. Перед засыпкой силикагель отмывался от пыли водой и регенерировался в течение 6-8 часов при температуре 200-220 ºС. Результаты испытаний показали высокую эффективность очистки. При заправке в течение часа 150 кг жидкого водорода с концентрациями примесей перед адсорбером по сумме (О2+Аr) 4·10-7 об. % и N2 (4…13) ·10-5 об. % после адсорбера были получены концентрации примесей ниже порога чувствительности метода контроля, т.е. по сумме (О2+Аr) менее 3·10-8 об. % и N2 менее 2 ·10-7 об. %. Было проведено 5 заправок изделия всякий раз с приведением в исходное состояние топливоподающих систем перед заправкой путем их отогрева газами с температурой окружающей среды, в том числе адсорбционных патронов, и с последующими одинаковыми операциями по включению систем в работу без вскрытия адсорбционных патронов и перезагрузки адсорбента. Снижения эффективности работы адсорберов не обнаружено [3].

Известен случай опытного применения фильтра-адсорбера при заполнении жидким водородом железнодорожной цистерны ЖВЦ-100, установленного на место фильтра ЖВЦ-100. Фильтр (цилиндрический патрон диаметром 100мм и длиной 200 мм) рассчитывался из условия достаточности очистки не менее 100 м3 жидкого водорода с начальной концентрацией N2 3,9 ·10-5 об. % до конечной 9,3 ·10-7 об. %, что соответствует степени очистки 97 %. Отличительной особенностью фильтра является его горизонтальное расположение.

Попытка застраховаться от потерь качества больших количеств жидкого водорода была предпринята при создании наземных систем жидкого водорода на УКСС космодроме Байконур для обеспечения работ с ракетно-космическим комплексом (РКК) «Энергия». В состав системы хранения жидкого водорода был включен фильтр-адсорбер, который предназначался для восстановления качества компонента, утерянного вследствие испарения водорода при длительном хранении или из-за загрязнений, внесенных при работах. Конструктивно адсорбер представлял собой криогенный сосуд, внутри которого находится полость объемом 10 м3, заполненная адсорбентом. В рамках программы автономных испытаний (АИ) систем хранения компонента была проведена одна работа с переливом водорода из одной емкости системы хранения компонента в другую. При испытании адсорбера были получены отличные результаты анализов. Но в магистралях на выходе из адсорбера и в линиях отбора водорода на анализ была обнаружена пыль адсорбента, что могло в какой-то мере сказаться на результатах анализов (занижении концентраций контролируемых примесей). Последнее при штатной эксплуатации не исключает попадание этой пыли в магистрали жидкого водорода наземной системы топливоподачи и при заправках в баки ЖРДУ, которая уже будет являться механической примесью.

На данном примере хорошо видно, какое значение при разработке адсорбционных средств очистки криогенных компонентов имеет правильное определение назначения и места ее применения в общей технологии работ с жидким водородом. Расчеты показывают, что для очистки сливаемого из бака изделия 1400 м3 жидкого водорода от азота с концентрацией 1 ·10-3 об. % необходимо 50…150 кг адсорбента. Тем не менее, в установленном на УКСС адсорбере количество адсорбента измерялось тоннами. Объясняется это тем, что при малых допустимых скоростях прохождения компонента через адсорбент, а именно, не более 0,1 м/с, для слива за 3…4 часа компонента из бака изделия расчетный диаметр адсорбера должен быть не менее 1,2 м. Возникшие при этом трудности по организации равномерного поля скоростей компонента по сечению адсорбера потребовали увеличения толщины слоя адсорбента. Многократное увеличение количества адсорбента привело к проблемам технологического плана, связанного подготовкой адсорбента перед загрузкой (криозакалка, промывка, сушка), т. е., налицо пример перехода количества в качество: переход увеличение размера адсорбера в снижение его эксплуатационных характеристик.

Можно отметить еще один случай применения адсорбционной очистки жидкого водорода для обеспечения качества компонент по ОСТ В113-03-502-86 на стартовом комплексе космодрома Shiharikota (Индия) при заправке разгонного блока 12КРБ РН GSLV.

Данное решение было вызвано тем, что качество жидкого водорода на штуцере производства слива продукта потребителям определялось требованиями международного стандарта ISO 15859-2 [4], которые были значительно ниже требований ОСТ. Кроме того, необходимо было обеспечить запас по чистоте водорода для компенсации потери качества продукта, вызванного испарением продукта при заливе транспортных агрегатов, транспортировки компонента и работами с жидким водородом на стартовом комплексе до момента выдачи его в бак изделия. Для этого заполнение транспортных агрегатов на производстве жидкого водорода осуществлялось через специально созданную для этой цели адсорбционную систему очистки водорода (СОВ). Однако по ряду причин подтвердить требуемую чистоту жидкого водорода в системе на стартовом комплексе перед заправкой изделия не удалось.

На сегодня, широкого практического применения способ адсорбционной очистки не нашел. Необходимость периодической регенерации адсорбента при температурах 200-220º С, специфическая технология подготовки адсорбента перед загрузкой (криозакалка, промывка, сушка) и необходимость принятия надежных мер по защите коммуникаций от пыли адсорбента, образующейся в результате разрушения зерен адсорбента под механическим и термическим воздействием проходящей через адсорбер криогенной среды, существенно усложняет эксплуатацию систем жидкого водорода. Его применение может быть оправдано только в тех случаях, когда чистота компонентов в реальных условиях эксплуатации систем жидкого водорода может оказать реальное влияние на работоспособность или характеристики изделий ракетно-космической техники [2, 5].

Заключение

На сегодня отечественный и зарубежный опыт эксплуатации систем жидкого водорода в ракетно-космической технике не дают сколько-нибудь убедительных доводов в пользу применения специальных средств очистки компонента от примесей отвержденных газов.

Как правило, фильтры и различного рода защитные сетки применяются только для защиты систем и агрегатов ЖРДУ от механических твердых частиц. При этом практика эксплуатации систем жидкого водорода показала, что к применению фильтров в системах жидкого водорода нужно относиться с осознанной осторожностью, помня о существующей при определенных условиях опасности их забивки кристаллической фазой примесей. И вероятность этого тем больше, чем тоньше требуемый уровень фильтрации.

Целесообразность применения средств адсорбционной очистки криогенных компонентов топлива в наземных системах компонентоснабжения ЖРДУ в каждом конкретном случае требует тщательного анализа и обоснования. Оснащение систем хранения и подачи (СХП) криогенных компонентов топлива средствами адсорбционной очистки приводит к существенному усложнению эксплуатации этих систем. Кроме того, фильтры-адсорберы могут быть источником внесения в СХП механических частиц (пыли адсорбента), что нужно учитывать при оценке влияния на надежность работы ЖРДУ. В тех случаях, когда адсорбционная очистка может быть единственным средством достижения требуемой чистоты компонента необходимо минимизировать размеры адсорберов путем оптимизации выбора места их установки в технологической цепочке доставки компонента потребителю. Это позволит избежать многих трудностей при эксплуатации систем, исключить или свести к минимуму влияние перечисленных отрицательных факторов и повысить надежность работы таких систем.

На сегодня требуемое качество жидкого водорода, выдаваемого потребителям ракетно-космической техники, может быть обеспечено при эксплуатации наземных систем путем проведения чисто технологических операции без применения каких-либо средств, устанавливаемых для защиты двигательных установок от твердых фаз примесей в жидком водороде.

Библиографический список

1. Богданов Б.Х., Кучкин В.Н. Качество жидкого водорода как топлива двигательных установок ракетно-космических систем // Общероссийский научно-технический журнал «Полет». 2010. №10. С. 55-60.

2. Богданов Б.Х., Кучкин В.Н. Особенности контроля качества жидкого водорода при эксплуатации стендовых систем подачи для отработки двигательных установок ракетно-космических систем // Общероссийский научно-технический журнал «Полет». 2017. №5. С. 21-29.

3. Галайда О.Г., Кучкин В.Н., Галеев А.Г. / Экспериментальная база Федерального казенного предприятия «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности» для стендовой отработки изделий РКТ. // Уникальная серия: Развитие отечественной ракетно-космической науки и техники. История развития отечественных ракетно-космических двигательных установок. М.: Издательский дом Столичная энциклопедия, 2018, том 5. - 656 с.

4. Исследование и отработка методов и средств сохранения и восстановления чистоты жидкого водорода в звеньях цепи производство-потребление. Исследование и отработка транзитной очистки жидкого водорода жидкого кислорода, заправляемых в баки СЭП. // Технический отчет. ГИАП, НИИХИММАШ. Москва-Загорск. 1985.

5. INTERNATIONAL STANDARD. ISO 14687:1999. Hydrogen fuel-Product specification. Published 2001-04-01.


Фоторепортажи с испытаний РКТ

19.07.2013

Испытания универсальных ракетных модулей РН Ангара в ФКП «НИЦ РКП»

1 ноября 2008г. Установка УРМ-2 на стенд ИС-102

    

29 апреля 2009г. Первые «холодные» стендовые испытания (ХСИ1) УРМ-1

30 июля 2009г. Первое огневое испытание УРМ-1 на ИС-102

1 октября 2009г. ОСИ-2 УРМ-1 на ИС-102

19 августа 2010г. ХСИ-3 УРМ-2

18 ноября 2010г. ОСИ УРМ-2

19.07.2013 Работы с 1-й ступенью РН «Союз2-1в».

Огневые стендовые испытания

Июнь 2013г.

 


Видеорепортажи

ТК ТОНУС

Опубликовано: 18 дек. 2015 г.

18-го декабря 66-ть лет исполнилось научно-испытательному центру ракетно-космической промышленности в Пересвете. Совсем недавно на предприятии сменился руководитель, с 4-го декабря 2015-го исполняющим обязанности генерального директора ФКП «НИЦ РКП» назначен Владимир Николаевич Кучкин, отдавший бывшему НИИХИММАШ более 45-ти лет. О планах и перспективах испытательного центра смотрите в материале корреспондента телеканала "Тонус" Татьяны Трушкиной.


Интервью

Спутники в чемодане, или Чем живёт НИЦ РКП?

Дата публикации: 17 февраля 2016.

Газета «Вперёд»

Предприятия космической отрасли переживают сейчас не лучшее время. Чтобы остаться на плаву, многие компании были вынуждены пойти на сокращение персонала. Исключением не стало и градообразующее предприятие Пересвета ФКП “НИЦ РКП”. В декабре прошлого года в научном центре прошла первая волна сокращений, и по состоянию здоровья покинул свой пост генеральный директор Геннадий Сайдов. Вслед за этим по Пересвету поползли слухи, что постепенно все космические проекты закроются, а испытательные стенды будут разобраны и по возможности перепрофилированы под различные производства. За достоверной информацией мы обратились к возглавившему предприятие и. о. генерального директора Владимиру КУЧКИНУ.

Подробнее...

— Владимир Николаевич, как затронул кризис НИЦ РКП?

— Время действительно непростое. ФКП “НИЦ РКП” занимается испытаниями ракетно-космической техники, в том числе двигательных установок новых ракет, ступеней ракет, космических аппаратов, и организационно находится в структуре Федерального космического агентства. Указом Президента от 28 декабря 2015 г. № 666 агентство 1 января 2016 года упразднено, ликвидационные мероприятия будут продолжаться до июля 2016 года. Обязанности агентства теперь осуществляются Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос”. Корпорация — это совершенно новое явление: она предполагает не только сохранение функций федерального органа исполнительной власти, но и управление предприятиями и организациями отрасли, в том числе и в промышленности. Федеральная космическая программа, а это главный документ, по которому космическая отрасль, в том числе и наше предприятие, собираются жить в ближайшее десятилетие, до сих пор формально не утверждена, хотя уже практически согласована. Срок её утверждения в планах правительства — март. Программа несколько раз корректировалась в сторону уменьшения расходов. Согласовать её правительство планирует к началу июля.

Так как нет утверждённой программы, то нет и заключённых договоров со многими предприятиями корпорации и, соответственно, заказчиков-разработчиков космической техники с нами, испытателями. Создается парадоксальная ситуация, когда мы, в общем, знаем, что и когда испытывать, а конкретных договоров, обеспечивающих регулярное финансирование, нет. А зарплату нужно выплачивать регулярно. Для выживания предприятия мы вынуждены оптимизировать нашу деятельность, изменять структурную схему, уменьшать расходы на управление. Перераспределяем персонал, сокращая численность не занятых в основной деятельности сотрудников. Начали с управления, уменьшили количество заместителей генерального директора. Изменения нацелены на сокращение уровней управления и, как следствие, количества руководящих должностей, а также повышение персональной ответственности за результаты работы. В сжатые сроки проводим уточнение организационной структуры с детализацией до каждого подразделения. Эта работа тесно увязана с сокращением непроизводственных расходов.

— Сколько сотрудников пришлось сократить? Будут ли дальнейшие сокращения?

— Если неопределённость с заключением договоров будет продолжаться, то придётся переходить на неполную занятость персонала. Возможен вынужденный простой работающих с выплатой 2/3 средней заработной платы. Очень не хочется это делать, в связи с уменьшением доходов нельзя допускать ухода самых квалифицированных сотрудников. Пока по соглашению сторон с выплатой трёх средних зарплат в декабре уволилось 166 человек, это пенсионеры. Нужно решить проблему удержания молодёжи и её профессионального роста. Структурные изменения — не цель, это необходимое средство сохранить предприятие. Потому что, несмотря на наши трудности, задачи по испытаниям РКТ, обслуживанию оборудования, модернизации стендовой базы никто не отменял. Похожая ситуация во всей космической отрасли, ведь она находится в самом разгаре процесса изменения и оптимизации. Заключение договоров по новым контрактам в рамках новой Федеральной космической программы улучшит ситуацию.

— Чем предприятие занимается сейчас?

— Предприятие работает. Испытательные работы продолжаются. В декабре завершились тепловакуумные испытания двух космических аппаратов МКА-Н, созданных компанией “Даурия Аэроспейс” по заказу Роскосмоса. Космические аппараты имеют габариты 10х20х30 сантиметров и массу чуть больше 10 килограммов. Несмотря на маленькие размеры, это полноценные космические аппараты. Наверное, впервые в тепловакуумную камеру для испытаний спутники устанавливались не краном, а вносились вручную через шлюз.

— Будут ли продолжены испытания ракеты “Ангара”?

— Если ориентироваться на проект ФКП, то в ней в 2019 году планируется старт с космодрома Плесецк лёгкой “Ангары-1.2” с тремя аппаратами системы спутниковой связи “Гонец”. С 2021 по 2025 год с этого же космодрома должны быть проведены ещё пять пусков этого носителя по гражданской программе. Соответственно наземные огневые испытания II ступени этой ракеты должны быть выполнены у нас на стенде № 102 в 2016 году. На стенде № 101 проводятся испытания агрегатного модуля “Ангары-1.2”.

Для тяжёлого варианта “Ангары” разрабатывается кислородно-водородный разгонный блок тяжёлого класса (КВТК) с новым двигателем РД-0146. Особенностью его работы является запуск при низком давлении. Чтобы испытать блок в наземных условиях, на комплексе № 106 завершается создание уникального стенда, не имеющего аналогов в России. Поэтапно создаются стенд высотных испытаний двигателя и самого КВТК. Это экологически чистый стенд, так как двигатель работает на кислородно-водородном топливе, а продуктом сгорания является вода. В обеспечение этих испытаний водородом переоснащается водородный завод. Испытательные работы проводятся в этом году.

— Планирует ли НИЦ РКП участвовать в проекте подготовки запуска ракеты “Протон-М” в рамках российско-европейского проекта по исследованию Марса ExoMars?

— Миссия Экзомарс состоит из двух запусков российской ракеты-носителя “Протон-М” с разгонным блоком “Бриз-М”. Полёт 2016 года предусматривает отправку к Марсу европейских орбитального модуля и демонстрационного десантного модуля Schiaparelli. Старт намечен на 14 марта, на начало 12-дневного окна. В обеспечение этого полёта у нас испытательных работ не проводилось. Но в обеспечение следующего полёта миссии 2018 года, когда полезной нагрузкой будет марсоход, проектировщики предусмотрели тепловые испытания. Отработка марсохода на платформе должна быть проведена у нас в 2017 году. Для этого в специальной камере будут созданы условия марсианской атмосферы.

— Какие перспективы испытательного центра Роскосмоса?

— Всё, что заложено в Федеральной космической программе, Гособоронзаказе, должно быть обеспечено наземной отработкой. Это проведение огневых испытаний по темам “Ангара-1.2”, “Феникс”, “КВТК-Двина”, “Луна-25” (“Луна-Глоб”), МКС и другим, тепловакуумные испытания научных, народнохозяйственных и специальных космических аппаратов “Электро-Л”, “Электро-М”, “Луна-Глоб”, “Луна-Ресурс”, “Луна-Грунт”, “Арктика-М”, “Спектр-УФ”, ПТК “Федерация”, НЭМ и др.

Например, согласно заказу и потребностям Министерства обороны РФ, в 2018 году начнётся создание космического ракетного комплекса “Феникс”, завершение наземной экспериментальной отработки ключевых элементов ракеты-носителя намечено на 2025 год. В качестве двигателей первой ступени рассматривается использование РД-171 производства НПО “Энергомаш”, которые стоят на ракете “Зенит”. Новая ракета позволит выводить на низкую орбиту космические аппараты весом до 17 тонн, а на геостационарную орбиту — до 2,5 тонны. В перспективе ракета может стать модульной и состоять из нескольких блоков, вплоть до сверхтяжёлого класса. Опыт отработки ступеней РН “Зенит” в 80-х годах прошлого века на стенде № 102 безусловно будет использован при создании этой ракеты. Стенд такой размерности для холодных и огневых испытаний в России есть только у нас.

Согласно проекту ФКП, в 2021 году должен состояться первый запуск ракеты “Ангара-А5П” с новым пилотируемым кораблём, получившим название “Федерация”, а в 2023 году эту ракету предполагается использовать для запуска “Федерации” дважды — в беспилотном и пилотируемом режимах. Пилотируемый корабль тоже должен быть испытан у нас, на земле. Для его отработки в НИЦ РКП прорабатывается проект строительства новой большой тепловакуумной камеры.

В типовой план создания космических аппаратов входят проверки готовых лётных космических аппаратов в условиях эксплуатации, то есть в условиях космического пространства. Это залог их успешной работы на орбите. В январе 2016 года космическим аппаратом “Электро-Л” № 2, проходившем тепловакуумные испытания у нас, были получены и переданы первые снимки Земли в видимом и инфракрасном диапазоне. Мы будем испытывать и космический аппарат “Электро-Л” № 3. НПО имени С. А. Лавочкина уже закончило проектирование гидрометеорологического космического аппарата нового поколения — “Электро-М”. В период с 2021 по 2024 годы на орбиту выйдут четыре спутника этой серии, которые будут проводить многозональную сканирующую одновременную съёмку в 20 каналах, фиксировать молнии, производить измерения влажности и состояния магнитосферы и верхней атмосферы. Все они пройдут у нас тепловакуумные испытания. Ожидаем в конце года на испытания двигательную установку космического аппарата “Луна-Глоб”.

Беседовала Оксана Перевозникова


События

Делегация НИЦ РКП на 95-летии Б.Е.Чертока, г.Королев, РКК «Энергия», 2007г.

В.Н.Кучкин поздравляет Б.Е.Чертока с 95-летием, январь 2007 г.

Н.А.Афанасьев, Б.Е.Черток, В.Н.Кучкин. 2007 г.


26.05.2017

Заседание отраслевого «Координационного совета по стендовым испытаниям ступеней ракет, их систем и ЖРД»

25 мая 2017г. в ФКП «НИЦ РКП» под председательством В.Н. Кучкина состоялось очередное заседание отраслевого «Координационного совета по стендовым испытаниям ступеней ракет, их систем и ЖРД при ФКП «НИЦ РКП». Это 17 заседание совета, действующего с 2009 года.


14.04.2016

12 апреля в ФКП «НИЦ РКП»

Возложение цветов

Торжественное заседание


25.04.2018

День космонавтики – 2018. Торжественное заседание и праздничный концерт

  

 

 

 
 
 
 
   
 
 
Новости Роскосмоса
     
 
  20.12.2023

Замглавы Роскосмоса: с 2018 года все пуски отечественных ракет-носителей были успешными
 
  20.12.2023

На МКС отрабатывают аддитивные технологии в невесомости
 
  19.12.2023

Заседание регионального совета Амурского регионального отделения «Союза машиностроителей России»
 
 
 

 
   
 
 
  «Реализация объектов недвижимого имущества «ФКП «НИЦ РКП»  
 
 
Аренда
     
  Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м. приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями. Тел. для справок (496) 546-37-30  
 
 
Наш адрес
     
  141320,
Московская область,
Сергиево — Посадский городской округ,
г. Пересвет,
ул. Бабушкина, д. 9
 
 
 

web-master