По залам музея
  Экспонаты
  Страницы истории
  Ветераны
  Книга почёта
  СМИ и посетители о музее
  Контакты
 
 
 
Правительство РФ

Роскосмос

Росимущество

Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
 
 
 
Лясин Юрий Михайлович
     
 
 

Лясин

Юрий Михайлович

1931 – 2007г.г.

Заслуженный машиностроитель РФ

Выдающийся инженер-испытатель, внесший огромный вклад в создание двигательных установок жидкостных ракет стратегического назначения и космических летательных аппаратов.

Лясин Юрий Михайлович родился 10.11.1931 года в селе Алексеевское Алексеевского района Татарской АССР. В 1949г. после окончания школы поступил в Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, г. Москва. Окончил МАИ в 1955г. по специальности «Авиационные двигатели». Квалификация – инженер-механик.

После окончания института был направлен в НИИХИММАШ, где работал инженером, старшим инженером, начальником группы, заместителем начальника отдела, начальником отдела.

Работая на испытательной станции №3, принимал участие в проведении летных испытаний изделия 8К11 на полигоне «Капустин Яр» и в запусках геофизических ракет на Новой Земле в отработке изделий В-300, В-750, В-755, Р11ФМ, 8А61, 8К14 (Р-17), 15Б101, С5.4, С5.5, С5.5А, П1-Б, И1Б, И25 и др. С 1971 г. работал на объекте № 1, с 1978 г. начальник испытательной станции ИС-101.

При его участии в качестве председателя комиссии по проведению испытаний и руководителя испытательной команды проведена отработка нескольких десятков двигательных установок для ряда комплексов, таких как 15А14, 15А15, 15А37,15А30, "Альфа" "Алмаз", "Мир", 1Л4, "Аракс", " Метеорит" (И253), "Протон-М", "Бриз-М" 3М37 и другие.

Ю.М. Лясин много внимания уделял научно-исследовательской работе, являлся исполнителем ряда научно-технических отчетов, автором 50 изобретений, 2 из которых запатентованы.

Особое внимание Ю.М. Лясин уделял совершенствованию испытательной базы. По его инициативе и при непосредственном участии была проведена реконструкция и модернизация испытательной станции с преобразованием ее в универсальный комплекс, полностью соответствующий современным требованиям новых технологий в организации проведения испытаний.

На испытательной станции под руководством Ю.М. Лясина проводилась большая работа по двойному использованию ее научно-технического потенциала в конверсионных целях.

В 1999г. Ю.М. Лясин был назначен ведущим инженером лаборатории качества ЛК-134.

За успехи в освоении образцов ракетно-космической техники Ю.М. Лясин награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции, ему присвоено почетные звания Заслуженный Машиностроитель Российской Федерации, Ветеран космонавтики России, Ветеран труда НИИХИММАШ.

Дело превыше всего…

Вспоминая годы совместной работы с Ю. М. Лясиным, сначала на объекте №3, затем в ИС – 101 следует выделить, на мой взгляд, главную его черту – целеустремленное, творческое и самоотверженное отношение к работе в сочетании с недюжинными организаторскими способностями.

Задачи испытаний изделий, поставленные разработчиками перед предстоящим проведением ОСИ, всегда рассматривались в расширительном объеме и если у стенда были возможности для получения дополнительной нужной информации, то они обязательно реализовывались.

Проявление альтруизма в таких случаях с одной стороны усложняло технологию работы, и неизбежно требовало от всех участников дополнительных усилий, а с другой – повышало отдачу и результативность испытаний. Дело было превыше всего.

Техническое творчество – изобретательство (у Ю. М. Лясина более 50 изобретений) также служило, прежде всего, интересам дела.

В подтверждении вышесказанного можно привести несколько из множества примеров:

При отработке на объекте №3 тормозной двигательной установки (ТДУ, Гл. конструктор А. М. Исаев) для первого пилотируемого космического аппарата неожиданно возникла проблема автоколебаний редуктора наддува топливных баков. В. А. Пухов (тогда главный инженер) обратился к ведущему инженеру по испытаниям ТДУ Ю. М. Лясину подключиться к решению этой проблемы, которая была успешно и оперативно им решена, прежде всего, как математическая задача с последующей выдачей рекомендаций и доработкой конструкции. Впоследствии эта работа стала составной частью кандидатской диссертации. Так, при проведении в 1965-66г. летных испытаний (ЛИ) изделия 8Ф021 (Гл. Конструктор М. К. Янгель) было выявлено, что ракетный двигатель ДУ не обеспечивал вывод полезного груза на расчетную орбиту. Предполагаемая причина – тяга двигателя меньше заявленной, хотя двигатель автономно прошел, стендовые испытания и подтвердил расчетный импульс на этапе отработки. Возвращаться вновь к стендовым испытаниям двигателя с замером тяги (эти работы двумя годами раньше были завершены на испытательной базе "Южмаша") отодвигали надолго решение этой проблемы. На объекте №3 в это же время проходили межведомственные испытания изделия 8Ф021.

Ю. М. Лясин предложил, не побоюсь этого слова, революционное решение – провести замер тяги двигателя при огневых стендовых испытаниях двигательной установки (в составе ДУ). После проведения соответствующих доработок и огневых испытаний действительно выяснилось, что тяга двигателя при автономных стендовых испытаниях была определена ошибочно завышенной и при рассмотрении отчета по этим испытаниям на одном из заседаний комиссий гл. инженер нашего предприятия В. Я. Кочанов, держа его в руке, сказал: "Вот оно – лицо предприятия!" В 90-е годы жидкостно-ракетные двигатели (ЖРД) для межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на высококипящих компонентах топлива (КТ) подошли к пределу своих возможностей. Одно из кардинальных решений для дальнейшего их совершенствования – переход на металлизированное тиксотропное топливо, позволяющее увеличить мощность МБР при существующих габаритах. Первым за разработку такого комплекса (Д9РМ) взялось ОКБ Главного конструктора В. П. Макеева. В качестве первоочередной задачи проектирования необходимо было оперативно решить ряд принципиальных вопросов, касающихся систем топливоподачи с газогенераторным наддувом баков. Для этого потребовались стендовые испытания на натурной модели. Однако, использование существующей стендовой базы на принципиально новом виде топлива ("люминал") по целому ряду причин не представлялось возможным, требовалось создание новых сложных технологических систем.

Предполагаемая для этих работ реконструкция стенда ИС – 105 требовала больших затрат (~5млн. советских руб.), а главное – много времени, которое надолго бы затормозило проектные работы ОКБ.

В этой ситуации Лясин Ю. М. добровольно берет "на себя" эту работу, предлагает на редкость удачную схему испытаний и ИС – 101 с 1983 по 1985г успешно проводит полномасштабные испытания 10-ти натурных первых ступеней изделия 3М-40. При этом стоимость доработки стенда 1Б составила менее 0,5 млн. советских руб., а время проектирования доработки стенда и подготовки к испытаниям – 8 месяцев. Следует при этом отметить, что работы с новым топливом в таком масштабе (10-12 тонн люминала на одно испытание) проводились впервые и, учитывая склонность его при определенных условиях к саморазложению и взрыву, и потому представляли немалый риск и опасность. Подтверждением этому может служить аварийный исход испытаний модели (1:10) такой же установке на испытательной базе ГИПХа (г. Ленинград). Эти испытания предшествовали натурным и должны были решить ряд проблем эксплуатации нового топлива, однако в самом начале работ произошел взрыв «люминала», который разрушил не только саму модель, но и бокс для испытаний. Поэтому многие вопросы неизбежно пришлось решать в условиях проведения полномасштабных испытаний.

Можно привести еще много примеров столь ответственного государственного подхода к работе. Для него действительно дело было в деле, а умение ладить с людьми, нацелить на работу и вселить в них дух творчества, самоотдачи, единой команды делало её слаженной и результативной.

Отсутствие мелкого тщеславия, самовлюбленности, фальши, безупречное чувство такта и доброжелательность располагали к нему всех с ним работающих, создавали подъем и настрой на успех в работе.

Воспоминания В. А. Гришина

Безупречная деловая репутация Юрия Михайловича Лясина присутствовала во всех этапах отработки изделий. Это было ярко выражено при реконструкции объекта №3. Это и подготовка технического задания и согласование пневмогидравлических схем и системы термостатирования изделий.

Помнится случай подготовки стендовой системы заправки изделия горючим. Щит заправки в форме шкафа находился вне башни стенда. Затянулась проверка на герметичность, не удавалось определить место утечки газообразного азота с присутствием горючего (паров). Было холодное время года. Юрий Михайлович Лясин – зам. нач. объекта, а он же ведущий по испытаниям – подошел к щиту, узнав суть неполадок, глянул на схему, указал вероятное место. Подтянули стык, травление исчезло. Казалось бы просто, но это гениально – простое сопутствовало ему во всех делах при испытании изделии ракетной техники.

Воспоминания Руденко Василия Михайловича

ТДУ КА "Восток"

ОСИ "Бриз-М"

Отработка Алмаза

ФГБ "Заря"

 
 
 
 
   
 
 
Новости Роскосмоса
     
 
  20.12.2023

Замглавы Роскосмоса: с 2018 года все пуски отечественных ракет-носителей были успешными
 
  20.12.2023

На МКС отрабатывают аддитивные технологии в невесомости
 
  19.12.2023

Заседание регионального совета Амурского регионального отделения «Союза машиностроителей России»
 
 
 

 
   
 
 
  «Реализация объектов недвижимого имущества «ФКП «НИЦ РКП»  
 
 
Аренда
     
  Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м. приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями. Тел. для справок (496) 546-37-30  
 
 
Наш адрес
     
  141320,
Московская область,
Сергиево — Посадский городской округ,
г. Пересвет,
ул. Бабушкина, д. 9
 
 
 

web-master