По залам музея
  Экспонаты
  Страницы истории
  Ветераны
  Книга почёта
  СМИ и посетители о музее
  Контакты
 
 
 
Правительство РФ

Роскосмос

Росимущество

Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
 
 
 
Табаков Глеб Михайлович
     
 
 

Табаков

Глеб Михайлович

1912 - 1995

Главный инженер НИИ-229 (1949-1950 гг.), директор НИИ-229 (1956-1963гг.), заместителя Министра общего машиностроения (1965-1981 гг.).

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, кавалер трех орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, ордена Трудового Красного Знамени. Кандидат технических наук.

Под его руководством были построены первые стенды и прошли испытания двигателей первых отечественных ракет. За участие в работах по запуску человека в космос НИИХИММАШ награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Как печник стал ракетчиком

Глеб Михайлович родился 9 февраля 1912 года в Москве в семье музыканта-трубача, солиста Большого театра Михайлы Табакова. Мать его, Юлия Васильевна, происходила из знаменитого рода московских купцов Перловых. Люди почтенные — но после 1917 года выяснилось, что с происхождением они подкачали... По этой причине Глеб несколько лет не мог поступить в институт. Что делать?.. Тогда в 1929 году юноша начал работать копировщиком в частном бюро профессора Грум-Гржимайло, которое позже переименовали в Бюро металлургических и теплотехнических конструкций (БМТК), а потом в «Стальпроект».

Семья Табаковых: отец - Михаил Иннокентьевич, мать - Юлия Васильевна и их дети - Глеб и Наталья. Москва 1932г.

Только в 1934 году Глеба Табакова наконец-то приняли в Московский институт стали. К моменту защиты дипломной работы в феврале 1938-го он уже был ответственным руководителем проектов. Молодой специалист по газопечной теплотехнике получил направление на работу в ГСПИ-4 Наркомата боеприпасов, где занимался проектированием печей и компрессорных станций, много ездил по стране. Конечно, тогда он и предположить не мог, что через несколько лет судьба приведет его к совсем другим «печам». Семья Табаковых до 1958 года жила в Москве на улице Радио в здании бывшего Института благородных девиц - ныне Московский областной педагогический институт, напротив ВИАМа, где всю жизнь проработала жена Глеба Михайловича - Тамара Ивановна Миткалинная. Квартира коммунальная: семь семей, 38 человек. Отопление голландская печь, поглощавшая огромное количество дров. Так вот, Глеб Михайлович, вспомнив свою первую профессию, собственноручно соорудил и запустил такую буржуйку, что все соседи прониклись завистью.

Ветеран НИИХИММАШа и почётный гражданин г. Пересвета Иван Григорьевич Булкин с дочерью Г.М. Табакова Н.Г.Табаковой

Генеральный директор ФКП "НИЦ РКП" Г.Г. Сайдов и Г.Г. Табаков на юбилее ФКП "НИЦ РКП"

В конце войны в составе группы специалистов представитель ГСПИ-4 Табаков выехал в Германию, в ракетный центр Пенемюнде. Там он изучал стенды для испытаний немецких зенитных ракет, вернее с тем, что от них осталось. Вернувшись в СССР в декабре 1946 года, Табаков получил направление на работу в НИИ-88 Министерства вооружения. Он попал в отдел № 8, который возглавлял Н. Л. Уманский. В помещении бывшей конюшни разместилась лаборатория для испытаний камер сгорания ракет. И выполнять чертежи стенда, и проводить земляные, строительные работы — все приходилось делать самим.

Майор, он же "рядовой необученный" Г.М. Табаков с командиром и начальником штаба. Германия, ракетный центр Пенемюнде, 1945 год.

«Вскоре удалось закончить первый бокс стенда и начать испытания камер сгорания ракет «Шметтерлинг», собранных из деталей, привезенных из Германии и частично изготовленных на опытном производстве КБ, — пишет в своих дневниках Глеб Табаков. — Конечно, это было весьма примитивное сооружение, к тому же совершено не отвечающее нормам Гостехнадзора и техники безопасности. В качестве топливных баков стенда использовали баки от немецких зенитных ракет «Рейнтохтер», трубопроводы делали из алюминиевых труб, не имевших никаких сертификатов и паспортов. Давление измеряли манометрами весьма низкого класса, которые удавалось получить в отделе снабжения... В одном из блоков проводили испытания новых самовоспламеняющихся топлив, в другом — отработку порохового аккумулятора давления... Первые в Калининграде длительные огневые испытания начинались на нашей станции отдела № 8».

В.А. Пухов, Г.М. Табаков, В.Я. Кочанов

Посмотреть на испытания приезжало высокое начальство. Об этом тоже можно прочитать в записках Глеба Михайловича. «Однажды Н. Л. Уманский привел большую группу руководящего состава, в которой были С. П. Королев, директор НИИ-88 Л. Р. Гонор, начальник генерального штаба генерал армии А. И. Антонов, председатель Госплана М.3. Сабуров, много военных, в том числе моряков, а также гражданских, — вспоминает Табаков. — Видя, в общем-то, непрезентабельный вид станции и готовясь через узкую амбразуру наблюдать запуск, один из военных, наклонившись к уху другого, сказал: «Вот как тут нас всех накроет...» Но пуск прошел нормально, и вся группа с удовлетворением пошла дальше».

Конечно, проводить такие испытания в городе, рядом со столицей и оживленным Ярославским шоссе было нельзя. И весной 1949 года Табакову сообщили, что его назначили главным инженером и исполняющим обязанности директора филиала № 2 НИИ-88 — станции огневых испытаний ракет. Позже выяснилось, что к этому приложил руку С. П. Королев, который хотел, чтобы такой специалист работал «на него».

В результате специальная комиссия в подмосковных лесах в районе Загорска подыскала подходящее изрытое глубокими оврагами место. Устройство стендов на крутых склонах оврагов позволяло отводить огневой поток без искусственного охлаждения. Место назвали Новостройка. Строительство возглавил начальник управления капитального строительства НИИ-88 Г. В. Совков. Филиал делился на две зоны — промышленную и жилую. За несколько месяцев в жилой зоне построили бараки и финские домики, баню, клуб, столовую. В промышленной зоне возводились стенды, бункер управления, монтажный корпус, котельная, кислородный завод, насосная станция с артезианской скважиной и другие объекты.

Сроки строительства, что и говорить, были очень жесткими. А главному инженеру Табакову, помимо прочего, приходилось разбираться в строительной документации, заниматься монтажом и отладкой оборудования, комплектованием инженерных и рабочих кадров, принимать молодых специалистов, обеспечивать их жильем, организовывать подготовку и обучение рабочих, ведь большинство из них приезжали из деревень и не имели никакой квалификации.

 

Пришлось решать еще одну проблему — доставку ракеты на испытания. Строительство железнодорожной ветки от станции Бужаниново только начиналось. Поэтому решили построить автомобильную дорогу от Ярославского шоссе. Местами она проходила по торфяным болотам. «Ее строительство поручили комсомольско-молодежному отряду, состоявшему в основном из конструкторов-проектантов НИИ-88, —читаем в записках Табакова. — Возглавлял этот отряд секретарь комитета комсомола НИИ Виктор Макеев, ставший впоследствии академиком и генеральным конструктором. На промплощадке и в поселке ее делали строители управления Г. В. Совкова. Один участок длиной 200 метров долго оставался самым неблагополучным. Тяжелые грузы, осенние дожди, глинистый грунт сделали его таким, что в этом месте постоянно стоял гусеничный трактор, который помогал автомашинам пройти это место, беря их на буксир. Приезжающим по делам в филиал, если они не захватили с собой резиновых сапог, выдавали два куска мягкого трофейного провода. Ими привязывали галоши, чтобы не потерять их в вязкой глине».

...Вечером 18 декабря 1949 года прошло первое огневое испытание на стенде ракеты Р-1, которое продолжалось 53,7 секунды. В Краснозаводске слышали такой разговор: «Вот на Новостройке строили-строили, не успели закончить, как взорвались и сгорели».

И еще две цитаты. «Министр Дмитрий Федорович Устинов часто приезжал на Новостройку. Он чувствовал новизну и большую перспективность того направления, которое должно было реализовываться на стендах филиала, и постоянно заботился и помогал нам. Директора загорских заводов из-за этого нас недолюбливали.

...В конце 1950 года обострилась обстановка в мире и усилились работы по созданию ракеты для ПВО. Ракета создавалась в КБ С. А. Лавочкина, а двигатель для нее делали на заводе 88 по чертежам КБ А. М. Исаева. В то время эти ракеты для ПВО делались с вытеснительной системой подачи топлива в камеру сгорания.

Отрабатывалась система жидкостного аккумулятора давления, по которой дела шли очень плохо. Много неприятностей было и с 4-камерным двигателем С09-29. Все это обнаруживалось на огневых испытаниях на нашей станции».

Приказом министра Устинова Табакова освободили от обязанностей главного инженера филиала № 2 НИИ-88 и, как тогда говорили, «бросили» на «укрепление» исаевского отдела № 9. Позже этот отдел станет самостоятельным ОКБ-2, а А.М. Исаев его начальником.

Тем временем на Новостройке сменилось несколько директоров. 14 августа 1956 года филиал стал самостоятельной организацией НИИ-229 (теперь НИИхиммаш). Когда замминистра К. Н. Руднев предложил Глебу Михайловичу Табакову стать его директором, тот не раздумывая, согласился, «так как видел возможности улучшить работу института». На этом посту он проработал до 1963 года и много сделал для создания стендовой базы для отработки ракетной техники, а также для поселка Новостройка. Благодаря Глебу Михайловичу развивался и рос наш поселок, ныне город Пересвет. При нем был построен Дом культуры «Космос» и школа №5.

Школа №5

ДК "Космос"

Мемориальная доска на доме, где жил Г.М. Табаков - ул. Ленина, д.8

Открытие мемориальной доски Г.М. Табакову. Февраль 1997 г.

Традиционное ежегодное возложение цветов в День Космонавтики.

Традиционное ежегодное возложение цветов в День Космонавтики.

 

Летом 1957 года в НИИ-229 проходили испытания первого изделия главного конструктора В. П. Макеева—одноступенчатной ракеты 11ФМ с исаевским двигателем и жидкостным аккумулятором давления.

Служебная записка С.П. Королёва

Осенью ее допустили к летным испытаниям на полигоне. Макеева, только начинавшего свою самостоятельную деятельность, Комитет по оборонной технике назначил техническим руководителем по испытаниям, а Г. М. Табакова — председателем госкомиссии. По результатам государственных испытаний ракету приняли на вооружение. Дебют молодого главного конструктора А. П. Макеева прошел удачно.

Глеб Михайлович принимал участие и в подготовке и запуске первого космонавта. В своих воспоминаниях он об этом говорит совсем немного: «В 1959 году проводились испытания и запуск двигателей первой и второй ступеней ракеты, копия которой 12 апреля 1961 года унесла в космический полет Юрия Гагарина, прославив тем наше государство, опередившее в освоении космоса все другие страны». 17 июня 1961 года вышел указ правительства о награждении непосредственных участников этого исторического события. Институт наградили орденом Трудового Красного Знамени, а его директор Г. М. Табаков был удостоен звания Героя Социалистического Труда. 6 мая 1963года Табаков стал начальником 7-го главного управления и членом коллегии Комитета по оборонной технике.

С 1965 по 1981 год он работал заместителем министра общего машиностроения СССР. В круг его многочисленных обязанностей входили и вопросы техники безопасности на предприятиях отрасли. Изначально сотрудники МОМ и подведомственных ему предприятий поправляли свое здоровье в медицинских учреждениях Министерства среднего машиностроения, так как МОМ своей сети медицинского обеспечения не имел. Глеб Михайлович организовал работы по строительству, оснащению оборудованием и подбору руководящих кадров сначала центральной поликлиники в Москве, а затем и клинической больницы МСЧ-119 в Новогорске. В это время за Глебом Михайловичем закрепилось шутливое звание «главного врача МОМ». Приложил Глеб Михайлович усилия и к созданию медицинского комплекса на Новостройке.

С 1981 года, после ухода на пенсию, и до 1993 года, пока здоровье позволяло, Глеб Михайлович работал главным специалистом в НИИТП. В 1995 году Г.М. Табаков скончался и похоронен на Ваганьковском кладбище.

(по материалам статьи «Как печник стал ракетчиком», журнал «Российский космос» №3 2007 г, стр. 66-68 Е.Белоглазова)

 
 
 
 
   
 
 
Новости Роскосмоса
     
 
  20.12.2023

Замглавы Роскосмоса: с 2018 года все пуски отечественных ракет-носителей были успешными
 
  20.12.2023

На МКС отрабатывают аддитивные технологии в невесомости
 
  19.12.2023

Заседание регионального совета Амурского регионального отделения «Союза машиностроителей России»
 
 
 

 
   
 
 
  «Реализация объектов недвижимого имущества «ФКП «НИЦ РКП»  
 
 
Аренда
     
  Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м. приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями. Тел. для справок (496) 546-37-30  
 
 
Наш адрес
     
  141320,
Московская область,
Сергиево — Посадский городской округ,
г. Пересвет,
ул. Бабушкина, д. 9
 
 
 

web-master