Заочно я познакомился с А. М. Исаевым ещё в институте, поскольку учился на факультете авиационных двигателей МАИ. Читал я и о знаменитом БИ-1 - первом в мире самолёте с ракетным двигателем. А вот увидел его «живьём» 13 августа 1958 года у проходной теперешнего НИИХИММАШа. В этот день на первом стенде четвёртого объекта проводился первый пуск ЖРД С2.713, разработанного в ОКБ-2 специально для морской ракеты Р13. Позднее познакомился со схемой и конструкцией этого двигателя. Он мне настолько понравился, что я взял его в качестве прототипа ЖРД, являющегося спецчастью моего дипломного проекта.
Я залюбовался человеком среднего роста, коренастым, с большой головой, посаженной на крепкую шею, с внимательными и добрыми глазами. Он как-то сразу располагал к себе. Несколько позднее я идентифицировал этого человека как А.М.Исаева.
Здесь же у проходной стоял голубенький «Москвич» (М - 401). Позднее я узнал, что этого «Москвича» А.М. Исаев выставил в качестве приза победителю в конкурсе на лучшую конструкцию головки одного из вновь разрабатываемых в ОКБ-2 ЖРД. Так получилось, что ему не пришлось расставаться с собственной машиной, потому что победителем в конкурсе был единодушно признан ... сам Алексей Михайлович!
Позднее мне посчастливилось не раз и не два встречаться с Алексеем Михайловичем и познакомиться с ним поближе. Горжусь, что не только я его знал, знал и он меня. Ведь четвёртый объект (ныне ИС-104) был создан специально для проведения контрольно-технологических испытаний (КТИ) ЖРД, создаваемых в ОКБ-2 (ныне КБ Химмаш им. А. М. Исаева), которое возглавлял А. М. Исаев. Однако, почти сразу после начала функционирования объекта, КТИ были заменены на контрольно-выборочные испытания (КВИ). Это когда испытывается один двигатель от партии, и, в случае успешного исхода, принимается вся партия.
Кстати, пятый объект (ныне ИС-105) создавался специально для проведения КТИ («обкатки») ЖРД конструкции ОКБ-456, которое возглавлял В.П.Глушко. По этому поводу вспоминается, как кто-то спросил: «Почему В.П. Глушко проводит «обкатку» каждого двигателя, а А.М.Исаев - КВИ?». Один из остряков- исаевцев ответил: «Потому, что Глушко уже «сидел», а Исаев - ещё нет!».
На «четвёртый» объект Алексей Михайлович заходил запросто, без помпы и свиты. Одинаково вежливо здоровался как с механиками - испытателями, так и с начальством. Задавал деловые вопросы, внимательно выслушивал ответы. Высказывал и собственное мнение.
Мне не раз приходилось участвовать в совещаниях вместе с А. М. Исаевым. Его любимая поза: стул повёрнут спинкой к столу, на котором лежат обсуждаемые материалы, Алексей Михайлович встаёт коленками на стул и склоняется над столом. Его участие в обсуждении - предельно демократично. Выслушиваются мнения всех участников, независимо от должности и «веса». Это так напоминало знаменитые семинары у великого П.Л.Капицы («капичники»), где все - от желторотого студента до маститого академика - имели равное право на высказывание.
Авторитет Алексея Михайловича в КБ (и за его пределами - тоже!) был непререкаем. Причём, невозможно представить, чтобы он не то что кого-то бы обругал, но просто на кого-то повысил бы голос...
Когда перед С. П. Королёвым встала задача разработки пилотируемого космического корабля, создание тормозной двигательной установки, обеспечивающей возвращение космонавта на Землю, он поручил своему давнишнему знакомому и другу А. М. Исаеву. Первому отряду космонавтов («гагаринского» набора) Сергей Павлович представил Алексея Михайловича так: «А вот тот самый Алексей Михайлович Исаев, который тормозит всё наше дело...».
Тормозная двигательная установка - ТДУ С5.4 была создана в короткий срок. А трудности её разработки состояли не только в том, что она должна была с высокой надёжностью в условиях глубокого вакуума и невесомости выдать заданный импульс тяги. Надо было к тому же уложиться в строго заданный вес и габариты.
МВИ ТДУ были успешно проведены на третьем объекте (ИС-103). Арбитражные испытания двух двигателей С5.4.1000 проведены на стендах 4В и 4П Последнее -11 апреля 1961 года...
ТДУ - компактная, совершенная, красивая двигательная установка, без единого замечания, выполнившая все задачи на КК «ВОСТОК» и «ВОСХОД». Однако, позднее Алексей Михайлович назвал её ... «роковой ошибкой ОКБ-2». Он имел в виду, что для повышения надёжности её надо было сделать с вытеснительной системой подачи компонентов, без ТНА. Принципиальную правильность этой идеи подтвердили позднее годы создания и эксплуатации сближающе-корректирующей двигательной установки (СКДУ) С5.35, разработанной для космического корабля нового поколения «СОЮЗ».
При подготовке очередного старта в космос волнуются, естественно, все, кто к этому причастен. Когда же КК выходит на заданную орбиту, все, кто имеет отношение к запуску, облегчённо вздыхают, радуются, обнимаются, аплодируют. А для А. М. Исаева и его команды всё волнение впереди. Перед ответственным моментом - запуском ТДУ - пульс у него подскакивает до 120! А про своё артериальное давление он говорил: «Я как трансформатор: 220 на 120!»
Схема СКДУ С5.35 была очень остроумной, даже изящной, обеспечивающей принципиальную многоразовость включения как основного, так и дублирующего двигателей. Однако, она оказалась и достаточно сложной. Отработка установки шла тяжело. Основным дефектом был прогар газогенераторов ТНА. Для устранения его были даже установлены дублирующие отсечные клапаны на линиях подачи компонентов в газогенератор.
Так получилось, что после ряда успешных полётов КК «СОЮЗ» данный дефект всё-таки «выплыл», что едва не привело к трагедии: космонавтам Рукавишникову и Иванову (Болгария) с трудом удалось приземлиться с использованием дублирующего двигателя СКДУ...
Впрочем, параллельно отрабатывалась комплексная двигательная установка аналогичного назначения с вытеснительной системой подачи, которая сменила на КК «СОЮЗ» СКДУ С5.35 («СОЮЗ-Т» и далее «СОЮЗ-ТМ»),
Вспоминаю обширный доклад А. М. Исаева на НТС НИИХИММАШ в 1964 году. Тогда он подробно обосновал свою идею ампулиза- ции ракет стратегического назначения. Рассказал о перспективах создания ЖРД с давлением подачи компонентов до 1000 (!) ати, изложил план создания целого комплекса новых стендов на территории НИИХИММАШ. Фантастическое впечатление!...
...Остроумнейший Алексей Михайлович накануне своего юбилея в пригласительном билете своим друзьям и коллегам написал: «Приглашаю Вас выразить мне своё сочувствие в связи с моим 60-летием»... А на торжественном вечере А. М. Исаеву представители Министерства обороны подарили кусок крыла американского самолёта, сбитого во Вьетнаме зенитной ракетой с его двигателем...
После триумфального завершения первых космических полётов Правительство устраивало грандиозные банкеты в Кремле. Непременным участником их был и А. М. Исаев. На другой день после одного из таких банкетов (кажется, встречали Г. С. Титова) в кабинете Алексея Михайловича стихийно собрались его коллеги (к нему можно было зайти просто так, без вызова и без особой нужды). Один их них мягонько, с нескрываемым юмором спросил Алексея Михайловича о его самочувствии после банкета. Он ответил прямо, по-исаевски: «Да, ребята, перебрал я вчера. Но Никита (И. С. Хрущёв) был пьянее меня!». Ничто человеческое ему не было чуждо, в том числе и русский размах во всём!...
Долгие годы персональным автомобилем А. М. Исаева был (когда-то престижный!) ЗИМ. Машина постепенно старела и морально, и физически. Транспортные службы КБ стали всё настойчивее намекать ему, что, дескать, пора заменить старенький ЗИМ на новенькую «Волгу». Он возражал категорически. Но однажды в его отсутствие автомобиль всё-таки заменили. Алексей Михайлович рассвирепел (по-исаевс- ки, конечно!) и заставил вернуть ЗИМ. В чём же дело? Ларчик просто открывался: по дороге на работу (жил он в сталинской высотке на площади Восстания) Алексей Михайлович забирал своих коллег разного ранга, проживающих по пути его следования. При этом, ЗИМ забивался до отказа. А «Волга» такой вместимостью не обладала...
Но самым любимым средством передвижения А. М. Исаева был... мотоцикл! Именно на мотоцикле (вместе с А. Я. Березняком) вёз он в Москву проект ракетного самолёта-перехватчика БИ-1 в ночь с 22 на 23 июня 1941 года... А уже в зрелом возрасте, когда он мог позволить себе почти всё, он приобрёл... «Яву» и с удовольствием ездил на ней на дачу в Пирогово. А когда коллеги стали его деликатно отговаривать от таких «вывертов», он категорично охладил их пыл: «Я уже вышел из того возраста, когда меня можно воспитывать»...
На одной из «посиделок» зашёл разговор о космонавтах, их личных качествах и пр. Ведь всем было ясно, что путь в космос чреват всякими неожиданностями, а вероятность успешного возвращения на Землю вряд ли достигает 100%. Вспомните, как звенел голос Ю. А. Гагарина, когда он прощался с землянами перед стартом. Алексей Михайлович высказался так: «Космонавты - такие же люди... Ну чем они отличаются от нас с вами? Они очень верят в нашу технику...»
Запомнилась последняя встреча с А.М.Исаевым. Было это на даче у первого его заместителя Владислава Николаевича Богомолова. Отмечали успешное завершение комиссионных испытаний одного из исаевских двигателей. Обстановка была домашняя. Обаяние Алексея Михайловича покорило всех. Он и шутил, и анекдоты рассказывал. Забыть это невозможно.
...Известие о кончине А. М. Исаева было совершенно неожиданным и вызвало острую боль невосполнимой утраты. Мне довелось быть членом делегации НИИХИММАШ на его похоронах. Отстояли в Почётном карауле у его гроба в ДК им.М.И.Калинина. Присутствовали на городском траурном митинге на центральной площади г. Калиниграда (ныне г. Королёв). Помнится, свою речь Б. Е. Черток закончил словами: «Прощай, Алексей...». А потом траурная вереница в сопровождении машин ГАИ направилась на Новодевичье кладбище. На протяжении всего пути движение перекрывалось, обеспечивая А. М. Исаеву «зелёную» улицу. На одном из перекрёстков с улицы спросили: «Кого хоронят-то?». Кто-то из исаевцев ответил: «Завтра в «Правде» прочитаете!»...
Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м.
приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями.
Тел. для справок (496) 546-37-30
Наш адрес
141320, Московская область, Сергиево — Посадский городской округ, г. Пересвет, ул. Бабушкина, д. 9