5-й том уникальной серии «Развитие отечественной ракетно-космической науки и техники» называется
«История развития отечественных ракетно-космических двигательных установок»
В книге впервые опубликована наиболее полная и точная информация обо всех жидкостных, твердотопливных, ядерных, электроракетных двигателях отечественных космических и боевых ракет, космических аппаратов, кораблей, орбитальных станций и разгонных блоков. Тексты сопровождают 1200 цветных иллюстраций.
В главе 9 книги в отдельной статье описана экспериментальная база Федерального казенного предприятия «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности» для стендовой отработки ракетных двигателей и двигательных установок ракетно-космических систем
В статье (авторы О.Г. Галайда, В.Н. Кучкин, А.Г. Галеев) рассматриваются уникальные испытательные стенды, созданные ФКП «НИЦ РКП» и не имеющие аналогов в России, в том числе:
– стенд для холодных и огневых испытаний (ХСИ и ОСИ) ступеней ракет с тягой до 250 тс на высококипящих компонентах топлива и стенд с барокамерой для отработки двигательных установок (ДУ) разгонных блоков (РБ) космических аппаратов (КА) с имитацией условий натурной эксплуатации;
– стенд для огневых испытаний кислородно-водородных ЖРД с имитацией высотных условий эксплуатации;
– стенд для огневых испытаний двигательных установок разгонных блоков с ЖРД на жидком водороде с тягой 50 тс;
Экспериментальная база (ЭБ) ФКП «НИЦ РКП» используется разработчиками ракетно-космической техники (РКТ) на завершающих этапах опытно-конструкторских работ (ОКР) по разработке новых образцов РКТ и только с её применением возможно их создание.
Практически все ракеты, разгонные блоки и двигательные установки космических аппаратов с ЖРД, созданные в СССР и России, прошли экспериментальную отработку на стендовой базе НИЦ РКП.
На испытательных стендах ФКП «НИЦ РКП» за период 1949 – 2017 годы проведено более 60 000 испытаний по отработке ракетно-космических систем различного назначения (260 ракет, более 60 ЖРД и более 140 космических аппаратов и орбитальных кораблей).
Тяга к пределам возможностей
Все секреты создания ракетных двигателей в одном томе
«История развития отечественных ракетно-космических двигательных установок». М., «Столичная энциклопедия», 2018.
В популярной у специалистов, знатоков и любителей космонавтики серии «Развитие отечественной ракетно-космической науки и техники» прибавление – пятый том, посвященный двигательным установкам.
В предыдущей книге описывалась история становления и развития наземной инфраструктуры, состоящей из технологических площадок, создаваемых для обеспечения подготовки к пуску и его осуществления, а также из обслуживающих объектов и технических средств, предназначенных для обеспечения работ на полигонах, космодромах и в боевых позиционных районах. В пятом томе впервые публикуется полная информация обо всех жидкостных, твердотопливных, ядерных, электроракетных, комбинированных, гибридных, прямоточных двигателях отечественных космических и боевых ракет, КА, кораблей, орбитальных станций и разгонных блоков. Здесь же интереснейшие материалы о деятельности знаменитых ученых и конструкторов: В. П. Глушко, М. В. Келдыша, В. П. Радовского, А. М. Исаева, В. Н. Богомолова. С. А. Косберга, А. Д. Конопатова, Н. Д. Кузнецова, С. П. Изотова, М. В. Мельникова, Л. Н. Лаврова, В. Г. Степанова, И. И. Иванова, В. И. Кукушкина и др. Открывает книгу глава, посвященная созданию первых ракетных двигателей, подготовленная специалистами Центра Келдыша и НПО «Энергомаш». В ней рассказывается о разработках ГДЛ, ГИРД и РНИИ – созданных в 20–30-е годы РДТТ, ЭРД, ЖРД, ГРД, ПВРД, КРД, приводятся уникальные материалы о начале деятельности великих конструкторов Валентина Петровича Глушко и Алексея Михайловича Исаева.
“ Впервые обнародуется полная информация обо всех ракетных двигателях ”
Далее авторы подробно останавливаются на том, как в нашей стране рождались первые мощные ЖРД для баллистических ракет дальнего действия, как появились знаменитые РД-107 и РД-108, выводившие в космос ракету Р-7 и первый в мире пилотируемый космический аппарат. Весьма интересны рассказы о том, с какими трудностями столкнулись конструкторы при разработке ЖРД на долгохранимом топливе для ракет, несущих длительное боевое дежурство.
Статьи специалистов из двигателестроительных фирм – НПО «Энергомаш», КБ химмаш имени А. М. Исаева, КБ химавтоматики, «Климов», «Кузнецов», НТЦ им. А. М. Люльки – напоминают о разработке двигательных установок для ракет «Луна», «Восток», «Молния», «Союз», «Протон», «Рокот», «Стрела», «Ангара», боевых Р-9, УР-100, УР-100Н, МР-УР-100, Р-36М2, БРПЛ, лунного комплекса Н1-Л3, «Энергия» – «Буран», тормозных и корректирующих двигателей автоматических аппаратов, пилотируемых космических кораблей, станций «Салют» и «Алмаз».
Значительное место уделено работам КБ «Южное». В книге опубликованы обзоры о работе над двигателями для ракет Р-16, Р-36, Р-36 орб, Р-36М, «Циклон-3». Большой интерес представляют материалы о разработке твердотопливных РТ-20П, 15Ж52, 15Ж60, 15Ж61 и других.
Этой же тематике посвящены статьи, подготовленные в КБ «Арсенал», НПО «Искра», Московском институте теплотехники. Весьма интересно и подробно описывается ход работ над созданием двигательных установок РТ-15, РТ-2, Р-31, 8К96, 8К97, морских ракет. В МИТе сочли возможным впервые представить иллюстрации и тексты о создании твердотопливных маршевых ДУ, двигателей ГЧ ракет, тормозных двигателей, силовых установок для разделения элементов космических объектов, стабилизации, увода обтекателей.
Интересные обзоры о создании рулевых и двигателей малой тяги «Бурана», космических перехватчиков, возвращаемого аппарата системы «Алмаз» представили специалисты РКК «Энергия» и НПО машиностроения.
О разработке малых ЖРД для КА различного назначения рассказывают эксперты из тураевского МКБ «Союз», нижнесалдинского НИИмаш. Весьма интересна информация об изделиях воронежского «Турбонасоса». Подробно описывается разработка современных электроракетных двигателей во ВНИИЭМ и ОКБ «Факел». Целая глава посвящена деятельности головного института отрасли – Центра Келдыша.
Интересно проследить за развитием производства на Опытном заводе энергетического машиностроения, Воронежском мехзаводе, ПО «Южное», Красмаше, Златмаше, «Красном Октябре», «Протоне-ПМ», «Машиностроителе» (Пермь) и «Металлисте-Самара».
Испытаниям двигательных установок, разработкам твердого и жидкого топлива, технологий и материалов посвящены статьи, написанные в НИЦ РКП из Пересвета, ФЦДТ «Союз», ИПРОМАШПРОМе и ГНИИХТЭОСе.
Особая история – подготовка гражданских и военных двигателистов в МГТУ им. Н. Э.Баумана, Самарском аэрокосмическом университете, Военной академии РВСН им. Петра Великого.
Опубликовано в выпуске № 22 (735) за 12 июня 2018 года